Японская культура управления

Содержание

  1. 1. Главные стратегии в управлении персоналом
  2. 2. Культура управления организациями в Японии

Япония считается одной из самых благоприятных стран в мире для проживания. Экономический успех этой страны зависит от традиционного стиля менеджмента, который позволяет сотруднику чувствовать себя частью единого организма.

Главные стратегии в управлении персоналом

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применение ею модели менеджмента, ориентированного на человеческий фактор.

Созерцая историю развития Японии, можно отметить определенные методы труда и поведения, которые соответствуют чертам национального характера.
Японская система менеджмента признана наиболее эффективной в мире. Главная ее особенность – умение работать с людьми.

Рассмотрим более подробно главные стратегии в управлении персоналом:

  1. Пожизненный наем и система трудового стажа. Суть пожизненного найма не в формальном правовом, юридическом закреплении, а в реальном обеспечении заинтересованности рабочих максимально работать во имя предприятия и пожизненно связывать с ним свою судьбу. Бизнесменам были нужны преданные делу и предприятию работники, заинтересованные в достижении стратегических целей.

Именно такой вид найма стал перспективным и не имел аналогов в мире.

Японская система управления стремится усилить связь работника с фирмой, доводя его до степени жертвоприношения себя во имя интересов организации. Связан разными обязанностями перед фирмой (и учитывая разнообразные материальные стимулы), работник не может покинуть компанию, не лишившись основной части привилегий. Повышение заработной платы в японских фирмах осуществляется ежегодно. При этом учитывается должность, профессиональное мастерство, образование работника. При найме работнику гарантируется работа и используется при этом система вознаграждений, основанная на трудовом стаже, чтобы отвлечь переход к другой компании. Переход в новую фирму – стаж начинается сначала; продвижение по карьерной лестнице зависит от стажа на этой фирме; при найме работника на руководящие должности предпочтение отдается, в первую очередь, своим служащим; компании нередко за свой счет обучают и дают образование своим работникам; обязательным является повышение квалификации (как правило, без отрыва от производства).

  1. Система кадровой ротации и образования на предприятии. Каждые три-пять лет происходит масштабное переобучение персонала на новые специальности в рамках основной профессиональной деятельности.

Подобная регулярная ротация персонала позволяет выращивать профессионалов внутри компании, во многих случаях есть возможность решить проблему взаимозаменяемости, а кроме того, – дополнительный фактор мотивации. Ротация происходит без согласия работника с целью расширения его кругозора, увеличения знаний, выявления резервов его роста и повышения качества продукции.

Целью обучения во время работы является подготовка квалифицированных работников, всесторонне осведомленных о различных направлениях работы предприятия, фирмы. Работникам создается гибкая система занятости и равенства персонала, несмотря на занимаемые должности. Применение разнообразных стимулов для повышения мотивации труда (повышение заработной платы, улучшение условий труда, учет трудовых заслуг работника, служебный рост). Корпоративный дух фирмы, принцип старшего, в основе которого лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников. Японская фирма состоит из многих групп. В каждой группе есть старшие и младшие, они отличаются по возрасту и стажу, опытом работы. Младшие в группе подчиняются авторитету старших. Работая на цели фирмы, работник понимает, что он работает на фирму и на себя, чувствуя при этом себя частью фирмы. Уважение к старшим в Японии является нормой регулирования поведения.

Согласно общепринятому мнению, в сфере производства, как и в жизни, человек мудреет со временем, его способности получают всестороннее развитие. В основу стимулирования трудовой активности японские предприниматели положили принцип старшести, который действует на всех уровнях иерархии.

  1. Система репутации. Каждый заинтересован выполнять свои обязанности так, чтобы за ним утвердилась репутация инициативного, порядочного, воспитанного работника. Все индивидуальные особенности характера, способностей, навыков – все это отражается в характеристике.

  2. Одним из методов закрепления связей служащих с руководством и фирмой является интенсивное общение одних с одними, которое выражается в разных формах. Например, утренние митинги: день начинается с физической зарядки и пения гимна своей фирмы; собрания, где предоставляется информация и доводятся задания на выполнение работ; групповые собрания (кружков, дни рождения, церемонии (празднование дня основания фирмы, Нового года, спортивные встречи, поездки полностью или частично за счет компании). Все это сплачивает персонал компании, укрепляет его моральный дух и привязанность к фирме.

Культура управления организациями в Японии

Использование руководителями и работниками общих помещений для обеда ведет к непосредственности общения работников с руководителями фирмы, распространения неформальных связей, проявляющихся в обсуждении проблем в барах, кафе, во время выездов на природу, посещения кружков по интересам.

Японцы считают, что рабочие и должностные отношения должны иметь чувственный и семейный характер.

Служебное продвижение означает не бегство от бывших сотрудников на высоту, а окружение их еще большей заботой. Японцы уверены, что старший человек сделал в жизни больше ошибок и поэтому может советовать молодежи, как их избежать. Это отражается на разрешении конфликтов. Подчиненные рассчитывают на понимание руководителя в ответ на уважение и моральную зависимость от него.

Особенности японской экономической культуры, учет психологии людей, их социального статуса позволяют достичь больших успехов в производстве. Этот опыт способствует совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

Япония – страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого. Японская управленческая культура является результатом соответствующего образа жизни населения. Важная идея японского управления заключается в том, что работающий по найму должен всю жизнь работать в одной фирме – это дает большой эффект.

Главной особенностью персонала японских фирм является преданность своих компаниям и готовность поступаться собственными интересами в пользу корпоративных. Это проявляется в следующем: японский работник отождествляет себя с фирмой и уверен в собственной значимости и незаменимости для своей компании.

Не знаете, сколько стоит статья по менеджменту на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Гибкие навыки
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир