Внутренняя и внешняя среда организации

Содержание

  1. 1. Внешняя среда
    1. 1.1. Внешняя микросреда
    2. 1.2. Внешняя макросреда
  2. 2. Внутренняя среда

Каждая организация, даже самая маленькая, зависит от факторов внутренней и внешней среды, которые оказывают влияние на ее состояние и развитие. Это объясняется тем, что любой хозяйственный субъект не может функционировать, с одной стороны, без наличия минимального набора ресурсов, с другой – в полной изоляции от внешнего влияния. Поэтому характеристика внутренней и внешней среды является одной из самых значительных для любой организации, не зависимо от организационно-правовой формы, типа собственности или сферы деятельности.

Внешняя среда

Внешняя среда возникает независимо от самой организации и ее деятельности. Она существует как константа даже тогда, когда организация еще находится на стадии создания или уже ликвидирована, и даже если она не будет создана совсем, так и оставшись на стадии идеи. В тот момент, когда организация начинает функционировать, она становится одним из многочисленных взаимодействующих элементов системы внешней среды, поэтому сразу же попадает под ее влияние.

Внешняя среда организации включает две группы факторов. Одни характеризуют ее контрагентов, а другие – условия, в которых она существует.

Помимо этого внешняя среда подразделяется на макросреду и микросреду. Микросреда – это непосредственное окружение организации, которое оказывает прямое и существенное воздействие на нее. Макросреда – это то окружение, которое влияет на организацию косвенно.

Внешняя микросреда

Элементами микросреды организации являются:

  • покупатели, клиенты, потенциальные потребители;
  • поставщики и подрядчики;
  • посредники (торговые, логистические, маркетинговые);
  • конкуренты;
  • государство посредством надзорных органов и организаций (Росподребнадзор, санэпедемстанция, налоговая инспекция, пожарная инспекция и т.п.);
  • профсоюзы;
  • акционеры (в случае акционерного общества);
  • банки и иные кредитные организации;
  • страховые компании;
  • контактная аудитория: СМИ, публикующая рекламные объявления организации, или организации, сотрудничающие на взаимовыгодных условиях без договорных отношений, например, условная кооперация, когда в кафе клиентам вызывается одно и то же такси (выгодно таксисту), такси в процессе поездки информирует гостей города о местах общественного питания, которые обязательно нужно посетить (выгодно кафе).

Внешняя макросреда

К факторам внешней макросреды относятся факторы-условия, в которых организация осуществляет свою деятельность и периодически ощущает их влияние на нее:

  • политические факторы: внутренняя и внешняя государственная политика, законодательная и нормативно-правовая база, международные отношения (особенно для организаций осуществляющих внешнеэкономическую деятельность);
  • экономические факторы: денежно-кредитная политика, уровень инфляции и занятости, уровень налогов, процентные ставки, государственные программы поддержки и инвестиций, государственные программы социально-экономического развития страны;
  • социальные факторы: обычаи и традиции (например, увеличение объема покупок в предпраздничные дни), уровень и качество жизни и отношение к ним населения (например, готовность покупателей платить большие деньги за лучшее качество), уровень образования (от этого во многом зависит уровень квалификации наемных работников) и т.п.;
  • технологические факторы: научно-технический прогресс и развитие нанотехнологий, которые способствуют совершенствованию и модернизации производства.

Внутренняя среда

Внутренняя среда

Это все, чем обладает организация, это ее внутренние технические и организационные условия, которые сформировались как результат в последствие определенных управленческих решений.

Факторы внешней среды также можно разделить на три группы: субъекты внутренней среды, ее объекты и условия.

К субъектам внутренней среды относятся:

  • собственники (долив уставном капитале, степень их участия в управлении);
  • руководство (менеджеры и их профессионализм);
  • персонал (численность, образование, квалификация, интересы, потребность и мотивы и т.п.)

К объектам внутренней среды относятся:

  • материальные ресурсы: оснащение оборудованием, обеспечение сырьем и материалом, номенклатура выпускаемой продукции ит.д.;
  • нематериальные ресурсы: интеллектуальная собственность (патенты, бренды, торговые марки), программное обеспечение, информационные потоки;
  • финансовые ресурсы: собственные источники финансирования, заемные и привлеченные источники финансирования, свободные денежные средства на счетах, финансовые вложения и т.п.;
  • маркетинговые ресурсы: каналы распределения и сбыта продукции, реклама;

Условия внутренней среды:

  • организация управления, то есть организационная структура и организационная культура;
  • условия труда (стоимость труда, производительность труда, факторы вредного производства и т.п.);
  • технологические условия (механизация и автоматизация производства, формами и методами организации производства и т.д.).

Вывод можно заключить следующий: внутренняя среда организации – это источник ее жизненной силы, а внешняя – источник ресурсов, питающий эти силы.

Заказать статью по менеджменту у экспертов биржи Студворк!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир