Внешняя среда предприятия: значение и характеристика

Содержание

  1. 1. Основы внешней среды предприятия
  2. 2. Элементы (субъекты) внешней среды

Поскольку субъекты рыночных отношений и внешние факторы влияют на предприятие вне зоны непосредственного влияния самого предприятия, то их принято называть внешними в отношении предприятия или внешней средой предприятия.

Таким образом, внешняя среда предприятия является совокупностью субъектов и факторов, действующих за пределами предприятия.

Основы внешней среды предприятия

В зависимости от степени влияния (прямое и косвенное воздействие) на функционирование предприятия в экономической литературе внешнюю среду принято разделять на микро- и макросреду.

Микросреда предприятия

Это среда, в состав которой входят все субъекты рыночных отношений (клиенты, конкуренты, поставщики, посредники и контактные аудитории), которые интересуются предприятием и влияют на его деятельность.

Макросреда предприятия

Это среда, представленная совокупностью факторов (экономические, социально-культурные и демографические, природно-географические и экологические, научно-технологические, политико-правовые и международные), влияющих на функционирование предприятия и его микросреды, которые оно не может контролировать.

Внешняя среда предприятия, как правило, не подвергается прямому контролю. Самое большее, что могут сделать специалисты предприятия, - повлиять на некоторые его элементы. Факторы, которые являются для одного предприятия экономической угрозой, для другого могут стать возможностями для роста. Например, во время экономического спада предприятия, выпускающие запчасти для автомобилей, процветают, поскольку потребители преимущественно ремонтируют старые автомобили, а не покупают новые.

Каждое предприятие функционирует в определенном внешнем окружении, которое постоянно меняется и, влияя на предприятие, принуждает его оперативно реагировать на эти изменения и меняться.

Элементы (субъекты) внешней среды

Элементами (субъектами) внешней среды функционирования предприятия или его микросредой являются:

  • государство (формирует систему законов, норм, правил предпринимательской деятельности);
  • акционеры (собственники) предприятия (создают предприятие, распоряжаются собственностью, несмотря на собственные интересы);
  • оптовая и розничная торговля (предлагает систему, структуру и практику торговых отношений, типы посреднических организаций и каналов распределения продукции, методы торговли);
  • поставщики (предлагают продукцию конкретного ассортимента и качества, условия поставок);
  • контактные аудитории: партии, профсоюзы, религиозные организации, Общества потребителей и другие объединения (проявляют заинтересованность предприятием, вносят коррективы в его деятельность);
  • банковские, страховые, научно-исследовательские организации (способствуют успешной деятельности предприятия);
  • система средств массовой информации (обеспечивает предприятие коммуникационными связями);
  • конкуренты (борются за преимущественное лидерство на различных сегментах рынка, за рынок сбыта, то есть за потребителя).

На деятельность предприятия влияют многочисленные факторы, являющиеся как источником новых возможностей, так и серьезной угрозой (экономические, социально-культурные и демографические, природно-географические и экологические, научно-технологические, политико-правовые и международные). В экономической литературе эти факторы формируют макросреду.

Перечисленные элементы внешней среды по-разному влияют на деятельность предприятия, поэтому в зависимости от степени действия, внешнюю среду принято разделять на макроокружение, или среду косвенного воздействия, и микроокружение, или среду прямого (непосредственного) воздействия. Механизм влияния элементов внешней среды на функционирование предприятия требует дальнейшего научного осмысления и обоснования.

Дальнейшие исследования следует направить на раскрытие вопросов специфичности влияния факторов внешней среды на стабильность функционирования предприятия с целью осуществления контроля над степенью влияния факторов внешней среды и совершенствования существующей системы реагирования предприятий на динамические изменения в рыночной экономике.

Заказать статью по менеджменту у экспертов биржи Студворк!

Комментарии

Нет комментариев

Следующая статья

Управление проектами
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир