Какие бы кардинальные нововведения не вводились в организации, они не дадут положительных результатов без учета одного из важнейших факторов повышения эффективности: умелого использования и внедрения в деятельность этических норм и принципов.
Современный деловой этикет
Внешняя форма моральной сущности человека, это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние появления человеческих отношений.
Современный деловой этикет – это глубокое знание приличий, умение держать себя в коллективе, чтобы заслужить общее уважение. Знание правил делового этикета позволяет избегать ошибок или исправлять их доступными и общепринятыми способами. Поэтому основную функцию делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией делового этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность.
Моральной основой современного этикета является вежливость, тактичность, корректность, отзывчивость, скромность, естественность и непринужденность, точность и аккуратность во всем.
Рассмотрим основные правила делового этикета руководителя:
- Хорошо воспитанный, интеллигентный руководитель, особенно если он сравнительно молодой, первым поздравит старших по возрасту сотрудников и женщин. Входя в офис, учительскую, на кафедру, в отдел, руководитель также приветствует первый. Сотрудники отвечают, но никто не встает. Учреждение - не школа.
- В своем кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник-женщина для обсуждения текущих дел. При длительном разговоре, начальник обычно предлагает сотруднице сесть.
- Руководителю, который разговаривает с посетителем, не стоит непрерывно говорить по телефону; просматривать бумаги, не относящиеся к делу; стучать пальцами по столу.
- Если беседа затягивается, руководитель (начальник) может подняться через стол, давая тем самым понять, что разговор завершен - это не противоречит правилам хорошего тона.
- Интеллигентный руководитель не позволит себе преуменьшать человеческое достоинство подчиненного, а тем более вести себя грубо. Нужно помнить, что «легко ранить - исцелить трудно». Вот почему так важна на работе не только, корректность, тактичность и деликатность.
Интеллигентность – категория духовно-нравственная, ее уровень определяет не образование, а культура. Интеллигентным может быть и столяр, и водитель, и ученый, и артист. Почему же наглость до сих пор существует? Наверное потому, что мы слишком либеральные и добрые. Ведут себя нагло до тех пор, пока общество мирится с хамством и грубостью. Грубость и хамство порождают отчужденность в отношениях с коллективом.
Деликатность необходима всегда, даже в выражении благородного и прекрасного соболезнования. Вовремя произнесенное сочувствующее слово слишком дорого человеку, но случается и так, когда молчание куда дороже чем громкие слова.
Скромность – это, прежде всего, требовательность к самому себе, умение критически оценивать собственные способности и знания, свои поступки и свое поведение. Руководитель должен быть отчасти скромным.
Человек тратит много времени на решения всевозможных конфликтов, жалоб вместо того, чтобы заниматься делом. В Японии, например, ежегодно проводят специальные семинары с руководителями и менеджерами. Цель их – научить культуре общения на производстве, этикету служебных взаимоотношений.
Бесценным человеческим богатством является умение чувствовать свою вину. Стыд сильнее самое суровое наказание. Заставить стыдиться – вот и «волшебная палочка», которой должен владеть каждый руководитель, начальник, менеджер. Моральной личностью человек станет только тогда, когда в ее душе навсегда поселяются совесть, скромность, ответственность и обязанность.
Служебный этикет руководителя и подчиненного в значительной мере зависит от эстетической культуры. В процессе труда формировались специфические человеческие эстетические чувства. Материальные плоды труда составляют человеческое достоинство, впрочем, только внутренняя, духовная, жизненная сила труда служит источником человеческого достоинства, а заодно и нравственности, и счастья.
Если руководитель тратит свое время, его подчиненные и вовсе перестают ценить свое и чужое время. Служебный этикет требует: «Не опаздывать, не заставлять слишком долго ожидать». Правильный режим труда – это своеобразная культура труда.
Интеллигентному руководителю (начальнику), менеджеру должна быть присуща способность привлекать людей, а не отталкивать их от себя.
Если учреждение возглавляет интеллигентный человек, то атмосфера почтительности, доброжелательности царит здесь повсеместно. И, наоборот, если во главе учреждения стоит грубый, черствый человек, то атмосфера грубости, бескультурья распространяется везде. Подчиненный проглатывает грубость руководителя, а затем вымещает свою обиду на подчиненном рангом пониже, а тот на предыдущем… и начинается цепная реакция. Руководителю желательно помнить, что, делая замечания, необходимо проявлять максимальную осторожность.
Говоря о вежливости и дружелюбии, нельзя не сказать об умении улыбаться. Особенно это касается людей, которые работают в сфере обслуживания.
Интеллигентный, знающий руководитель должен выражаться четко, ясно, понятно. При этом ему не обязательно быть оратором, и если руководитель не умеет связать двух-трех слов, то он плохой руководитель.
Служебный этикет руководителя предусматривает также умение слушать собеседника. Люди, которые умеют говорить, но не умеют слушать, не могут надеяться на доверие.
Основой этикетных норм руководства являются: соблюдение определенной дистанции между работниками разных рангов, толерантное отношение к мнениям других, умение признавать свои ошибки, быть самокритичным, умение использовать в споре аргументы, а не власть или авторитет и др.
Не знаете, где заказать написание статьи по менеджменту на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии