В условиях рыночной конкуренции компаниям следует уделять повышенное внимание поддержке целевого уровня рентабельности. В связи с этим в экономике фирмы особое место занимает управление затратами. В своей хозяйственной деятельности компании используют разные виды ресурсов, стоимостная оценка которых серьезно влияет на уровень рентабельности продукции и сервиса. Поэтому потребность в управлении затратами фирмы абсолютно объективна. Процесс управления предприятием направлен на решение конкретных задач на всех уровнях управления: стратегическом и оперативном.
Стратегическое управление затратами
Стратегическое управление нацелено на управление потенциалом предприятия, создание конкурентных преимуществ, т.е. реализацию долгосрочных целей (на временном интервале от одного до семи лет)
Оперативное управление направлено на достижение краткосрочных целей посредством принятия эффективных управленческих решений для достижения заданного уровня рентабельности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности (на временном интервале до одного года).
Стратегическое управление затратами предполагает реализацию стратегии лидерства по издержкам (или недифференцированного маркетинга), приложенной М. Портером, которая направлена на достижение предприятием наименьшего уровня затрат в отрасли при производстве определенного вида продукции или оказания услуги, т.е. создание конкурентного преимущества по затратам.
Основные задачи стратегического управления затратами:
- регулирование производственного процесса в ответ на изменения во внешней среде;
- перераспределение ресурсов предприятия в сторону прибыльных видов деятельности;
- анализ структуры затрат и поиск резервов их снижения и т.д.
Основными методами стратегического управления затратами являются: SCA, ФСА, LCC, Target-costing, Kaizen-costing, VCC, Strategic positioning, Cost-drivers analysis.
Оперативное управление затратами
Оперативное управление затратами предполагает управление ограниченными материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами в производственном процессе предприятия, преследуя цель максимизации прибыли и сокращению непроизводственных затрат. Основными задачами оперативного управления затратами являются: учет фактических затрат, выявление и анализ отклонений, выработка управленческих решений для минимизации отклонений и т.д.
Основными методами оперативного управления затратами являются: Standard-costing, Direct-costing, CVPанализ, AB-costing, Cost-killing. Критериями при оперативном управлении затратами являются: количественные показатели, оценивающие результат и затраты, такие как прибыль, сумма покрытия, себестоимость и т.д.
Можно сделать вывод, что оперативное управление затратами учитывает только внутреннюю среду организации и нацелено на максимизацию прибыли в краткосрочной перспективе, в то время как стратегическое управление затратами оценивает также внешние факторы, способствующие расширению возможностей предприятия, нацелено на оценку влияния управленческих решений на положение предприятия в долгосрочной перспективе. При этом, следует отметить, что на каждом уровне управления затратами предприятия предполагается достижение различных целей с применением соответствующих методов управления, при этом стратегическое и оперативное управление затратами являются взаимосвязанными процессами.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по менеджменту по низкой цене!
Комментарии