Управление трудовым потенциалом – это система взаимозависимых мер, которые обеспечивают направляющее, координирующее и стимулирующее влияние менеджмента на работников, а также ориентированы на интенсивные факторы использования рабочей силы. Модель управления состоит из обобщающей характеристики методов управления.
Методы управления
Это совокупность способов и приемов воздействия на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью достижения целей организации и эффективного выполнения ее миссии.
Методы менеджмента призваны обеспечить высокую эффективность деятельности коллективов, их слаженную работу, способствовать максимально мобилизации творческой активности каждого ее члена, обеспечить своевременную и действенную ликвидацию отклонений от начертанной программы действий. Это отличает методы менеджмента от технических и технологических методов управления, которые используются в процессе решения производственно-хозяйственных задач.
Методы менеджмента являются средством практической реализации требований объективных экономических законов развития общества и соответствующих им закономерностей и принципов менеджмента. Они многогранны, непрерывно развиваются и совершенствуются на основе критического анализа практики и экспериментов.
Методов менеджмента есть очень много, но их можно классифицировать на следующие три группы:
- экономические;
- организационно-распорядительные;
- социально-психологические.
Методы менеджмента взаимосвязаны, следовательно это разделение условное.
Социально-психологические методы управления
Это способы воздействия на коллективы людей, основанные на использовании научных достижений социальной и общей психологии в правлении производством.
Социально-психологические методы управления можно разделить на две основные группы методов:
- Социальные;
- Психологические.
Рассмотрим группы социальных методов управления.
Роль социальных факторов в развитии и совершенствовании производства постоянно повышается. По мере роста доходов трудящихся и удовлетворения их основных материальных потребностей на первый план выдвигаются задачи удовлетворения их социальных потребностей. Возьмем повышение качества продукции. Это не только показатель научно-технического уровня производства, но и уровня развития социальных отношений, культуры производства, дисциплинированности и трудовой активности. Вместе с тем, текучесть кадров, нарушение трудовой и производственной дисциплины, нездоровые взаимоотношения в коллективе и т. п. свидетельствуют о недостаточном внимании к социальным проблемам, о невыполнении производством своих социальных функций, о плохих условиях труда, слабом развитии критики, недостаточном участии коллектива в решении важных вопросов производства, что в в конце концов снижает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Исходя из сказанного социальные методы управления играют исключительно важную роль в системе методов управления. Они направлены на формирование поведения людей путем воздействия на детерминанты их деятельности (детерминанта - это свойство социальной системы. В нее включаются потребности, идеалы, цели, интересы, задатки, наклонности и т. п.).
По своей направленности социальные методы управления могут быть условно поделены на подгруппы.
1. Методы управления социально-массовыми процессами.
Первая группа методов на управление движением кадров в народнохозяйственных и отраслевых масштабах путем регулирования процессов миграции населения в географические зоны, которые богаты сырьевыми и энергетическими ресурсами, но не хватает трудовых ресурсов. Направление миграции достигается путем рационального размещения производства, плановым распределением специалистов после окончания училища, техникума, вуза.
2. Методы управления организованными группами.
Управление организованными группами может осуществляться авторитарным, либеральным и демократическим методами.
Авторитарный метод базируется на формировании и принятии руководителем только единоличных решений на основе собственного опыта и субъективных оценок, которые учитывают или игнорируют общее мнение или мнение отдельных работников. Авторитарное решение воспринимается членами коллектива по-разному. Для одних – это заданное направление, в котором необходимо проявить свою исполнительность, для других – освобождение от необходимости самостоятельно думать, для третьих – давление снаружи.
Либеральный метод руководства базируется на представлении подчиненным права вести работу по собственному усмотрению, без вмешательства в ее содержание и технологию.
Демократический метод руководства базируется на привлечении к управлению всего состава коллектива. Коллективное мнение кладется в основу решения, которое принимается руководителем. Коллективно принятое решение воспринимается членами коллектива как лично принятое и потому исполняемое с большим желанием и любопытством.
Выбор метода управления группой зависит от целого ряда обстоятельств: сути деловых и личных качеств подчиненных, сроков решения задач и др.
3. Методы управления внутригрупповыми процессами и явлениями.
Особую группу составляют методы управления внутригрупповыми процессами и явлениями. Среди психологических методов, которые широко используются в управлении производством, выделяют следующие методы:
- психологического побуждения (побуждения).
- формирования социально-психологических отношений.
- гуманизации труда.
- профессионального отбора и обучения.
4. Методы управления индивидуально-личным поведением.
Итак, проблема определения основных методов управления трудовым потенциалом и наиболее успешного их сочетания является крайне важной для любого современного предприятия.
Социально-психологическим методам управления присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и четко обозначенного влияния.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по менеджменту по низкой цене!
Комментарии