Предпринимательство является частью экономической системы любой страны. В связи с этим появляются вопросы координации интересов бизнеса и общества, в рамках которого этот бизнес существует. Вопрос о связи между получением прибыли и производством благ должен решаться с позиции социальной функции бизнеса в обществе.
Социальная ответственность бизнеса как стратегия управления предприятием
Отметим, что понятие «социальная ответственность бизнеса» в нашей стране и за рубежом трактуются по-разному. В понимании иностранных специалистов социально ответственная компания придерживается норм гражданского общества, заботится о материальном благополучии своих сотрудников, эффективно распоряжается ресурсами, стимулирует и поддерживает инновации. Российские предприниматели воспринимают свою роль более узко: это уплата налогов, выполнение установленных законами обязательств перед государством и благотворительность.
Единого определения социально-ответственного бизнеса нет и, вероятно, не может быть.
По определению Мирового совета компаний по устойчивому развитию, социальная ответственность в бизнесе – долгосрочное обязательство компаний вести себя этично и содействовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общины и общества в целом.
Большинство ученых едины в том, что деятельность социально-ответственных компаний должна быть сосредоточена по следующим направлениям:
- формирование доброжелательных взаимоотношений с местными сообществами и содействие их развитию, поддержка любых инициатив в этом направлении;
- предоставление местной молодежи и собственному трудовому коллективу широких возможностей для обучения и повышения квалификации в соответствии с требованиями мирового рынка и национальной экономики;
- добросовестная уплата налогов, выполнение требований международного, государственного, регионального законодательств;
- добровольная экологическая деятельность: поддержка и поощрение усилий, связанных с охраной окружающей среды;
- здравоохранение и безопасность труда;
- производство качественной продукции;
- реализация корпоративных программ по охране и укреплению здоровья сотрудников;
- реализация корпоративных программ морального стимулирования персонала;
- реализация благотворительных и спонсорских проектов;
- участие в формировании позитивного общественного мнения о бизнесе.
В целом под социальной ответственностью понимают добровольное обязательство бизнес-организаций проводить такую политику, принимать такие решения, развивать такие направления деятельности, которые являются желательными с точки зрения целей и ценностей общества.
Факторы и принципы формирования социально-ответственного бизнеса
Основным принципом деятельности на корпоративном уровне является улучшение качества корпоративного управления в компании, в частности, с таких позиций:
- с позиции «корпоративной совести» – основным критерием является моральная ответственность, возникающая внутри фирмы;
- с позиции «заинтересованных лиц» – лоббирование интересов группы лиц, без поддержки которых организация завершила бы свое существование.
Факторы формирования социально-ответственного бизнеса касаются различных субъектов, сфер, уровней освоения и характера деятельности. Но их эффективность возможна при условии их комплексной активизации.
Соответственно, расширяя сферу применения социальной ответственности, компании превращают корпоративную социальную ответственность в корпоративную социальную выгоду.
Преимущества от социальной ответственности в бизнесе
Социальная ответственность бизнеса в широком смысле является универсальной формой взаимосвязи субъектов хозяйствования с обществом, государством, его отдельными органами, а также формой их способности оценить последствия своей деятельности для общественного развития.
Социальная ответственность в бизнесе предоставляет ряд преимуществ. Для предприятий:
- улучшение имиджа среди существующих и потенциальных потребителей, партнеров по бизнесу,
- усиление позиций в международном сообществе;
- рост доверия к производителю и его продукции, как результат – увеличение объемов продаж, усиление конкурентных позиций;
- возможность формирования безопасной среды деятельности и развития компании благодаря собственной корпоративной политике, опять же, приводит к росту преимуществ в конкурентной борьбе, так как усилия и средства, что раньше направлены на снижение уровня риска, можно направить на разработку стратегических планов, различного рода мероприятий коммуникационной политики;
- соответственно, рост профессионализма персонала и содержания кадрового персонала (вместе с тем – рост корпоративной культуры, чувство принадлежности работников к компании и преданности ей) приводит к усилению выше приведенных факторов.
Для общества основными преимуществами от социальной ответственности в бизнесе являются:
- решения различного рода социальных, экологических и т. д. проблем;
- инвестирование средств в духовное, культурное развитие, профессиональный рост отдельного лица и общества в целом;
- развитие социальной и творческой активности населения, то есть заложение основ для дальнейшего развития общества.
Социальная ответственность бизнеса является как для государства, так как и для общества, основой для решения части ключевых социальных проблем; в том числе – основой для роста объемов инвестиций в общественные сферы, уменьшения оттока «интеллектуального ресурса», улучшения имиджа государства на международной арене как таковой, где придерживаются норм и стандартов мирового сообщества, где заботятся о своем народе, где существует стабильность и условия для вложения инвестиций. Соответственно, активизация взаимодействия между государством, обществом и сферой бизнеса лишь усилит влияние указанных факторов.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по менеджменту по низкой цене!
Комментарии