Принятие управленческого решения охватывает сознательный, обоснованный выбор из альтернативных вариантов действия, которые обеспечат реализацию тактических и стратегических планов организации. Решения в управлении организацией принимают менеджеры как высшего, так и низшего звена, поскольку касаются не отдельного человека, а отдельного подразделения или всей организации.
Особенности назначения управленческих решений
Главным условием принятия решения является его согласованность с другими управленческими решениями, которые ранее принимали руководители различных звеньев управления.
Это действие менеджера, которое предусматривает выбор альтернативного варианта решения, не выходящего за пределы его должностных компетенций и полномочий, с целью достижения стратегических целей организации.
В более широком понимании, принятие управленческого решения рассматривают как весь процесс управления, поскольку решения принимают на каждом этапе, во всех сферах руководства, охватывая процессы планирования, организации, мотивации и контроля.
Процесс подготовки управленческих решений в современных моделях управления все чаще отделен от процесса принятия и связан с соблюдением реализации общей стратегии, тактических целей. Подготовка решений предусматривает работу соответствующих подразделений, специальных служб, нередко к ней привлекают и исполнителей.
Контроль управленческих решений
Контроль принятия управленческих решений на предприятии можно рассматривать в зависимости от субъектов его проведения. На этом основании выделяют внешний и внутренний контроль. В первом случае субъектами контроля принятия управленческих решений чаще всего являются консалтинговые агентства и государственные проверяющие органы.
Субъектов внутреннего контроля принятия управленческих решений целесообразно дифференцировать, учитывая процессный подход к управлению, предусматривающий осуществление определенных функций. Логично предвидеть, что внутренний контроль может быть реализован как в пределах отдельной функции, так и в системе управления вообще.
Соответственно, субъектом внутреннего контроля принятия управленческих решений выступают либо руководители отдельного процесса (функционального подразделения), либо менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры).
Следуя методологии системного подхода, и, в частности, основных принципов объективной диалектики (взаимосвязь и развитие), внутренний контроль необходимо рассматривать как открытую, динамическую систему, функционирование которой происходит в течение определенного времени. По нашему мнению, довольно основательным является определение внутреннего контроля как системы, функции управления и процесса.
Различные субъекты контроля принятия управленческих решений имеют разную цель, которая, с одной стороны, соответствует их функциональным задачам, а со второй – способствует достижению общей цели функционирования субъекта хозяйствования. Внутренний контроль управленческих решений является элементом отдельных функций управления, таких как: планирование, организация, учет, анализ, регулирование, относящихся к компетенции функциональных руководителей соответствующих служб, планового отдела, бухгалтерии, аналитического отдела.
Уровень управления субъектом хозяйствования определяет и цель проведения внутреннего контроля, а именно: осуществление оценки качества функционирования системы управления в целом и выполнения отдельных его функций в частности.
Соответственно на подразделение внутреннего контроля предприятия возлагается двойная задача: внутренний контроль принятия управленческих решений при выполнении своих непосредственных обязанностей (осуществляется функциональным руководителем) и контроль тех управленческих решений, которые принимаются при реализации других функций управления, в том числе таких функций высшего руководства, как организация и регулирование. Необходимо акцентировать внимание на том факте, что и топ-менеджеры предприятия направляют собственные действия не только на планирование, учет и анализ, а также выступают субъектами внутреннего контроля.
Во время подготовки, разработки и принятия управленческих решений основными задачами внутреннего контроля являются ограждения от возникновения отклонений и снижения вероятности их появления. Результатом процесса принятия управленческих решений следует считать собственное управленческое решение, которое может быть как эффективным, так и неэффективным (эффективность управленческого решения оценивается после его реализации).
В случае реализации неэффективного управленческого решения задачей внутреннего контроля является выявление допущенных отклонений.
Обязательным в этом случае является применение корректирующих действий, то есть исправление внедренного неэффективного управленческого решения путем разработки и принятия нового, более эффективного. Это становится возможным при условии прохождения всех стадий процесса принятия управленческого решения с учетом выявленных отклонений и причин их возникновения.
Развитие концептуальных основ контроля принятия управленческих решений на предприятии следует направить на совершенствование параметров и методов контроля управленческих решений, оптимизацию информационного обеспечения и коммуникационных связей, учет влияния меняющейся контрольной среды.
Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по менеджменту!
Комментарии