Ограниченное видение концепций менеджмента, внимание лишь к отдельным элементам управления привело к необходимости разработки комплексных подходов в деятельности предприятий. Теория систем позволила изучать организацию через призму единства ее составляющих, а ситуационный подход развил видение в рамках конкретных условий и ситуаций.
Системный подход
С 1950 года в обиход управленцев вошел системный образ мышления. Раньше, в единстве позиционировали только технику, теперь организация также рассматривается как единый организм с множеством взаимосвязанных элементов. Основоположники подхода – А.богданов, Э.Боно, Г.Саймон, П.Друкер. Центральное понятие – система.
Состоящая из связанных частей целостность, в которой каждый элемент имеет свое влияние на общие результаты.
Элементы системы:
- Вход (информация, ресурсы, персонал);
- Процесс преобразования;
- Выход (прибыль, новые клиенты, расширение объема выпуска).
Таким образом, чтобы воздействовать на отдельный элемент, например прибыль, необходимо комплексно исследовать процесс поступающих ресурсов и этапы их преобразования. Если у организации низкоквалифицированные кадры, плохая организация производства, то и прибыль будет ниже, чем в альтернативном варианте – поиск специалистов, эффективный производственный процесс.
Принципы системного подхода:
- процесс вынесения управленческого решения должен начинаться с формулировки цели;
- проблема должна рассматриваться комплексно;
- важно анализировать возможные альтернативные решения;
- цели отдельных подсистем не должны противоречить общей цели;
- любой процесс должен исходить от частного к общему.
Ситуационный подход
Данных подход расширяет теорию систем видением внутренних и внешних переменных, воздействующих на предприятие. Центральное понятие – ситуация.
Комплекс обстоятельств, влияющих на результаты деятельности.
Принципы ситуационного подхода:
- анализ ситуации с точки зрения обстоятельств и имеющихся ресурсов;
- выбор максимально эффективного в данных обстоятельствах решения;
- предвидение последствий от нововведений;
- возможность гибкого изменения стиля управления.
Ситуационный подход является творческим и аналитическим процессом. Два менеджера способы решить одну и ту же проблему различными способами. Значит, чем большей практикой владеет управляющий, тем более эффективно он способен разрешить сложившуюся ситуацию. И, наоборот, в разных ситуациях, должны применяться разные алгоритмы.
Элементы концепции:
- Внутренние переменные (результаты управленческих действий) – цели, ресурсы, запасы, технологии.
- Внешние переменные (факторы воздействия на предприятие) – законы, поставщики, конкуренты, потребители.
Сторонники данной концепции (И. Ансофф, Т. Бернс, П. Лоуренс) считали необходимым связать практические приемы с конкретными ситуациями управления и выделили два базовых правила – «Каждая ситуация неповторима», «Существует только одно наилучшее решение».
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по менеджменту недорого!
Комментарии