Это побуждение отдельного индивида или их группы к той или иной деятельности.
Понятие «мотивация» уверено вошло в терминологию руководителей и менеджеров, которые оперируют им в процессе воздействия на работников для эффективного выполнения ими различных задач.
Первые взгляды на понятие мотивации
Донаучный пример метода мотивации – это «кнут и пряник», то есть соотношение поощрений и вознаграждений, который стихийно применялся с древнейших времен.
Однако уже до нашей эры возникли первые размышления о мотивации с позиции философии.
Так, в IV веке до н.э. Гераклит рассуждал о побудительных силах, которые движут человеком, связывая их с его потребностями, зависящими от условий жизни. Позже Аристотель продолжил эту мысль и описал четыре различных вида причин, которые побуждают человека к действию: движущая, целевая, формальная и материальная.
Понятие мотивации как побуждения, исходящего из человеческих потребностей, интересовала философов всех последующих времен.
Научный подход к пониманию мотивации
Научный подход к понятию «мотивация» с позиции экономической теории начался в XVIII веке с размышлений на эту тему английского экономиста Адама Смита. Он разработал принцип специализации к промышленным рабочим и концепцию контроля, а также выделил важное место оплате труда.
Во второй половине XIX – первой половине XX века Анри Файоль – основатель административной школы управления – разрабатывая систему вознаграждения работников, опирался на принцип, что оплата труда должна быть справедливой и приносить удовлетворение не только работодателю, но и работнику.
Примерно в это же время Фредерик Тейлор – основоположник научной школы управления – стал говорить не только об оплате труда как способе мотивации, но и об условиях труда, от которых, как он утверждал, также зависит заинтересованность работника в успехе деятельности. Должны создаваться такие условия, в которых работник будет работать быстрее и эффективнее. Другими словами, он расширил методы, с помощью которых может осуществляться мотивация персонала.
Идеи Тейлора продолжили свое развитие в исследованиях его последователей. Например, Генри Гантт, в своих трудах уделял большое внимание проблеме стимулирования труда, а именно вопросам премиальной оплаты.
Современный подход к пониманию мотивации
В XX веке американский психолог Абрахам Маслоу, изучая мотивацию, выделил пять уровней потребности:
- физиологические потребности;
- потребность в безопасности;
- потребность в любви, принадлежности (социальные потребности);
- потребность в уважении, признании;
- потребность в самовыражении.
По его мнению, мотивация должна выстраиваться по мере удовлетворения уровней потребности человека, постепенно устремляясь вверх.
Данная иерархия потребностей лежит в основе и современного менеджмента.
На сегодняшний день разработка системы мотивации в организации преследует цель – сбалансировать моральные и материальные стимулы для побуждения работников к успешному выполнению своих обязанностей, с учетом того, что и работники будут чувствовать себя удовлетворенными.
Мотивация и вознаграждение
Трудовая мотивация строится на принципе грамотного соотношения поощрения (вознаграждения) и наказания (санкций).
Это те материальные и нематериальные блага, которые каждый работник считает для себя ценными.
Для одного сотрудника ценным является возможность получить больший заработок, для другого – получить возможность карьерного роста.
если сотрудники компании приходят на работу только для того, чтобы получить заработную плату, то у компании проблемы в достижении больших результатов.
Вознаграждение бывает гарантированным и вероятным. Именно вероятное вознаграждение, то есть возможность получить блага свыше ожидаемых, является сильнейшим стимулом для эффективной работы сотрудника.
Соотношение вознаграждения и мотивации можно выразить через теорию потребностей Маслоу:
- Физиологические потребности могут быть удовлетворены заработной платой и условиями труда.
- Потребность в безопасности – посредством страхования и пенсионного обеспечения.
- Социальные потребности – через рабочий климат, гибкий график, сопричастность.
- Потребность в уважении и признании – за счет оценки деятельности и моральное вознаграждение (например, доска почета, грамота, благодарность).
- Потребность в самовыражении – с помощью расширения полномочий и возможности карьерного роста.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по менеджменту недорого!
Комментарии