Развитие взглядов на понятие мотивации

Содержание

  1. 1. Первые взгляды на понятие мотивации
  2. 2. Научный подход к пониманию мотивации
  3. 3. Современный подход к пониманию мотивации
  4. 4. Мотивация и вознаграждение
Мотивация

Это побуждение отдельного индивида или их группы к той или иной деятельности.

Понятие «мотивация» уверено вошло в терминологию руководителей и менеджеров, которые оперируют им в процессе воздействия на работников для эффективного выполнения ими различных задач.

Первые взгляды на понятие мотивации

Донаучный пример метода мотивации – это «кнут и пряник», то есть соотношение поощрений и вознаграждений, который стихийно применялся с древнейших времен.

Однако уже до нашей эры возникли первые размышления о мотивации с позиции философии.

Так, в IV веке до н.э. Гераклит рассуждал о побудительных силах, которые движут человеком, связывая их с его потребностями, зависящими от условий жизни. Позже Аристотель продолжил эту мысль и описал четыре различных вида причин, которые побуждают человека к действию: движущая, целевая, формальная и материальная.

Понятие мотивации как побуждения, исходящего из человеческих потребностей, интересовала философов всех последующих времен.

Научный подход к пониманию мотивации

Научный подход к понятию «мотивация» с позиции экономической теории начался в XVIII веке с размышлений на эту тему английского экономиста Адама Смита. Он разработал принцип специализации к промышленным рабочим и концепцию контроля, а также выделил важное место оплате труда.

Во второй половине XIX – первой половине XX века Анри Файоль – основатель административной школы управления – разрабатывая систему вознаграждения работников, опирался на принцип, что оплата труда должна быть справедливой и приносить удовлетворение не только работодателю, но и работнику.

Примерно в это же время Фредерик Тейлор – основоположник научной школы управления – стал говорить не только об оплате труда как способе мотивации, но и об условиях труда, от которых, как он утверждал, также зависит заинтересованность работника в успехе деятельности. Должны создаваться такие условия, в которых работник будет работать быстрее и эффективнее. Другими словами, он расширил методы, с помощью которых может осуществляться мотивация персонала.

Идеи Тейлора продолжили свое развитие в исследованиях его последователей. Например, Генри Гантт, в своих трудах уделял большое внимание проблеме стимулирования труда, а именно вопросам премиальной оплаты.

Современный подход к пониманию мотивации

В XX веке американский психолог Абрахам Маслоу, изучая мотивацию, выделил пять уровней потребности:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в любви, принадлежности (социальные потребности);
  • потребность в уважении, признании;
  • потребность в самовыражении.

По его мнению, мотивация должна выстраиваться по мере удовлетворения уровней потребности человека, постепенно устремляясь вверх.
Данная иерархия потребностей лежит в основе и современного менеджмента.

На сегодняшний день разработка системы мотивации в организации преследует цель – сбалансировать моральные и материальные стимулы для побуждения работников к успешному выполнению своих обязанностей, с учетом того, что и работники будут чувствовать себя удовлетворенными.

Мотивация и вознаграждение

Трудовая мотивация строится на принципе грамотного соотношения поощрения (вознаграждения) и наказания (санкций).

Вознаграждение

Это те материальные и нематериальные блага, которые каждый работник считает для себя ценными.

Для одного сотрудника ценным является возможность получить больший заработок, для другого – получить возможность карьерного роста.

Примечание:

если сотрудники компании приходят на работу только для того, чтобы получить заработную плату, то у компании проблемы в достижении больших результатов.

Вознаграждение бывает гарантированным и вероятным. Именно вероятное вознаграждение, то есть возможность получить блага свыше ожидаемых, является сильнейшим стимулом для эффективной работы сотрудника.

Соотношение вознаграждения и мотивации можно выразить через теорию потребностей Маслоу:

  1. Физиологические потребности могут быть удовлетворены заработной платой и условиями труда.
  2. Потребность в безопасности – посредством страхования и пенсионного обеспечения.
  3. Социальные потребности – через рабочий климат, гибкий график, сопричастность.
  4. Потребность в уважении и признании – за счет оценки деятельности и моральное вознаграждение (например, доска почета, грамота, благодарность).
  5. Потребность в самовыражении – с помощью расширения полномочий и возможности карьерного роста.

Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по менеджменту недорого!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир