Менеджмент как наука прошел в своем развитии несколько этапов, каждый из которых дополняет и преумножает достижения предыдущего. Первым этапом, в рамках которого зародилась школа менеджмента, стал этап научного управления (тейлоризм).
Сущность научного управления
Сущностью научного управления является тот факт, что работа всего коллектива должна опираться на методы и факты наук. Детально проанализированные факты, полученные в результате работы – основа рациональной организации деятельности в будущем.
Основоположник научного управления Ф. Тейлор выделил основные положения такого управления:
- каждый элемент работы должен быть научно обоснованным;
- рабочие ресурсы должны быть отобраны по определенным критериям;
- тесное сотрудничество с коллективом;
- разделение труда и делегирование ответственности должны быть обоснованными.
Основная идея научного управления – сначала вырабатывается теоретическая база для определенной работы, затем, по данным положениям, производится обучение сотрудника.
Становление рационалистического управления
Предпосылками становления рационалистической школы стали потери от нерационального использования техники и материалов, излишние затраты на приобретение запасов и сырья. Большую популярность получили производственные эксперименты по устранению данных недостатков. Ф.Тейлор посредством подобных манипуляций смог выявить факторы, влияющие на производительность, внедрил стимулирующую систему окладов, заложил основу режимной работы. Последователями школы менеджмента стали А.Файоль, М.Вебер.
Элементы системы управления Ф.Тейлора: рациональная организация труда; хронометраж затрат времени; исчисление себестоимости продукции; дифференциация в оплате труда; авторитарное руководство; развитие персонала.
Модель менеджмента М.Вебера: разделение труда, иерархия власти, формальный отбор (по квалификации), четкие инструкции и стандарты, беспристрастность, ориентация на карьеры.
Принципы управления А. Файоля: дисциплина, единоначалие, ответственность, централизация, порядок, инициатива и др.
Преимущества и недостатки научного менеджмента
Преимущества школы:
- профессиональный подбор кадров;
- специализация трудовых функций;
- повышение производительности труда;
- внедрение систем контроля и учета;
- отделение института управленцев;
- равномерное распределение ответственности за результаты труда.
Недостатки школы:
- недостаточно совершенная система стимулирования персонала;
- отсутствие внимание к конфликтам на производстве;
- отсутствие внимания к нематериальным потребностям людей.
Ужесточение контроля, внедрение новых прогрессивных технологий и систем обслуживания производства вызвало недовольство у рабочих (сокращали места, высвобождали оборудование), однако нашло одобрение в кругах собственников, поскольку повышало их благосостояние и степень развитости предприятий.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по менеджменту недорого!
Комментарии