Это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Рекомендации по управлению конфликтами в организации
Основная цель управления состоит в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты, то есть такие, которые дестабилизируют общественные отношения, разрушают общественные отношения между его членами, и способствовать адекватному и эффективному разрешению конструктивных конфликтов, то есть тех, что в отличие от деструктивных наоборот приводят к позитивным последствиям конфликта.
Стратегия разрешения конфликта зависит от субъективного определения ситуации. Конфликт может восприниматься как основание для решения противоречия и в этом случае ведется поиск конструктивного поведения, направленного на разрешение конфликта. Если же конфликт воспринимается и оценивается как угроза, тогда человек ведет поиск снятия эмоциональной напряженности, возникающей при конфликте по типу психологической защиты.
Исходя из этого предлагается немало практических рекомендаций относительно предупреждения конфликта, и в отношении его профилактики или послабления. При этом выбор способов и методов преодоления конфликтов зависит как от объективной ситуации, психического состояния оппонентов, так и от направленности конфликта, то есть будет ли он способствовать более глубокому пониманию проблемы, а, следовательно, и развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, или, наоборот, приведет к расшатыванию и несогласованности взаимодействия.
В регулировании конфликтов при управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях решающей является роль руководителя.
Управление конфликтами является очень сложным процессом, который включает в себя такие виды деятельности:
- профилактика и предотвращение возникновения конфликта и конфликтной ситуации;
- диагностика и регулирование конфликта; прогнозирование развития конфликта;
- установление основных правил поведения участников конфликта для успешного его преодоления;
- оценка функциональной направленности конфликта; разрешение конфликта и др.
Конфликты необходимо тщательно изучать, исследовать и формулировать рекомендации по их регулированию, особенно тех конфликтов, которые приводят к разрушениям и опасным последствиям.
Как правило, каждый руководитель пытается любым образом избежать конфликтных ситуаций в коллективе. И это понятно, поскольку в сознании работников конфликт приводит к ухудшению взаимоотношений, потере взаимопонимания и доверия, снижению работоспособности и т.д.
Способы преодоления кризисных ситуаций на практике, разумеется, столь же уникальны, как и сами конкретные ситуации. Однако многочисленные исследования поведения людей в организациях и гигантский опыт практического решения подобных проблем позволяет перечислить оптимальные подходы к ним:
- Правила укрепления «корпоративной морали» и преодоления слабой дисциплины сотрудников.
- Основные подходы к преодолению высокой текучести кадров организации.
- Организационные методы профилактики стрессовых состояний и эмоциональных срывов.
Но стоит помнить, что управление конфликтами предполагает не только урегулирование конфликта, который уже возник, но и создание условий для его предупреждения, что является более важным.
Основы профилактической деятельности в предупреждении конфликтов
Профилактическая деятельность должна учитывать пределы вмешательства, но она необходима, и начинать ее нужно с выявления источника конфликта. А для этого нужно:
- Знать потенциально возможные причины возникновения напряжения. Ими могут быть как внешние, так и внутренние проблемы.
- Вторым шагом будет необходимость выявить скрытые препятствия.
- Следующим – коррекция проблемы путем соответствующей реакции. Возможными выходами являются: наладить общение, найти компромисс; занять оборонительную позицию; изменить стратегию и тактику.
Обобщая опыт и практику в сфере предупреждения конфликтов, можно выделить такие подходы:
- Сотрудничество – налаживание между сотрудниками климата взаимного доверия, взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Организационные методы предупреждения конфликтов: всесторонняя подготовка сотрудников, регулярная ротация кадров.
- Конкуренция – способ взаимодействия людей.
Практика показывает, что главная ставка делается на линию сотрудничества, что является целью всех средств и методов управления на психологических и организационных уровнях, хотя иногда можно использовать и конкуренцию.
Разрешение конфликта может предотвратить возникновение более серьезных конфликтов, которые могли бы возникнуть, если бы не было этого.
После завершения конфликтов повышается качество индивидуальной деятельности руководителей и работников.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по менеджменту недорого!
Комментарии