В процессе функционирования организаций между работниками могут возникать разнообразные споры, враждебные отношения и даже ссоры. Основой всего этого является непосредственно конфликт. Одной из причин возникновения стресса может быть напряженная атмосфера в коллективе, сопровождаемая конфликтными ситуациями.
Общая классификация конфликтов в организации
Классификация конфликтов в организации по непосредственным причинам выделяет такие их виды:
- Конфликты через информационные причины (отсутствие, недостаток информации; ошибочная информация; различия в понимании важности, в интерпретации информации; в порядке и способах оценки).
- Конфликты интересов (несовпадение производственных, личных интересов).
- Конфликты, порожденные особенностями общения (выразительные эмоции; неправильное толкование и стереотипность мышления).
- Организационно-структурные конфликты (неравенство в отношении власти и авторитета; отсутствие необходимого времени; физические, географические и другие факторы, тормозящие сотрудничество).
- Конфликты систем ценностей (различия критериев оценки идей и поведения; различия в целях и идеалах и тому подобное).
Подробная классификация конфликтов
По признаку «объективность – субъективность причины» бывают:
- Деловые конфликты. Они являются порождением конкретных объективных причин, связанных с трудовой деятельностью в организации.
- Эмоциональные конфликты. Происходят они в форме перманентно враждебных отношений его участников, которые периодически возникают по различным поводам.
По форме их проявления (объему) различают:
- Внутриличностные конфликты. Это конфликты внутри человека. Они являются следствием несогласованности требований организации с личностными потребностями, ценностями сотрудника, противоречивости требований, а также различных перегрузок.
Внутриличностный конфликт возможен и при столкновении разноуровневых компонентов. Такие конфликты являются очень важной проблемой для жизнедеятельности организации, они, как правило, связаны с существенными различиями между интересами дела и мотивами, ценностными ориентациями. - Межличностные конфликты. В сфере управления и производства они возникают в связи с притязаниями на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за различия характеров. Самым распространенным их типом являются диадные конфликты, в которые вовлечены два человека - носители разных ценностей, интересов, мнений.
- Конфликты между личностью и группой. Обнаруживаются они как противоречие между ожиданиями, требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.
- Внутригрупповые конфликты. Характерный признак их - втянутость в конфликт всей группы, образование микро-групп, которые начинают действовать как субъекты. Внутригрупповые конфликты нередко являются продолжением диадного межличностного конфликта, в который постепенно входит вся группа, создавая невыносимую психологическую атмосферу.
- Межгрупповые конфликты. К этой категории относятся конфликты в формальных группах коллектива (например, между администрацией и профсоюзами), в неформальных группах, между формальными и неформальными группами. Возникают как результат неэффективного руководства, когда функции двух и более структурных подразделений или существенно пересекаются, или расходятся по результатам, что неизбежно затрагивает интересы отделов.
- Межорганизационные конфликты. В основном разворачиваются они в форме конкуренции между организациями, их носителями и выразителями являются владельцы, руководители высшего звена, а рядовые сотрудники становятся участниками межорганизационных конфликтов редко.
По длительности течения фиксируют:
- Кратковременные конфликты. Чаще всего они являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.
- Затяжные конфликты. Связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.
Длительность конфликта зависит от предмета противоречий, характеров людей, которые в нем столкнулись.
По степени влияния на коллектив выделяют:
- Конфликты, которые сотрясают организацию.
- Разрушительные конфликты. В основе их - глубокие и принципиальные расхождения во взглядах сотрудников организации.
По влиянию на жизнь и развитию организации различают:
- Конфликты, которые вызывают осложнения. Симптомами этого является негативное поведение, чувство недовольства последствиями их решения.
- Конфликты, которые не имеют негативных последствий. Предпосылкой этого является сохранение баланса интересов сторон, четкие, корректные процедуры их решения.
По источнику возникновения бывают:
- Объективно обусловленные. Такими считают конфликты, порожденные сложными ситуациями, в которых оказываются люди: неудовлетворительные условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности. Именно такие проблемы являются потенциально конфликтными, то есть такими, которые вызывают напряженную обстановку, когда конфликт преимущественно неизбежен.
- Субъективно обусловленные конфликты. Порождает их действие личностных особенностей конфликтующих сторон, которые остро проявляют себя, наталкиваясь на препятствия в удовлетворении стремлений, желаний, интересов.
По служебно-коммуникативным направлениям взаимодействия между иерархическими уровнями классифицируют:
- «Вертикальные» конфликты. Возникают они во взаимоотношениях типа «работник - руководитель» и «руководитель – работник», что зависит от статуса лица - инициатора конфликта.
- «Горизонтальные» конфликты. Ситуация в таких конфликтах разворачивается на линии «работник – работник», а инициатором его может быть кто-то один или одновременно оба работники.
Это далеко не полный перечень классификации конфликтов, поскольку их многогранность и психологическая сложность дают возможность выбирать различные критерии анализа.
Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по менеджменту!
Комментарии