Классификация конфликтов

Содержание

  1. 1. Общая классификация конфликтов в организации
  2. 2. Подробная классификация конфликтов

В процессе функционирования организаций между работниками могут возникать разнообразные споры, враждебные отношения и даже ссоры. Основой всего этого является непосредственно конфликт. Одной из причин возникновения стресса может быть напряженная атмосфера в коллективе, сопровождаемая конфликтными ситуациями.

Общая классификация конфликтов в организации

Классификация конфликтов в организации по непосредственным причинам выделяет такие их виды:

  1. Конфликты через информационные причины (отсутствие, недостаток информации; ошибочная информация; различия в понимании важности, в интерпретации информации; в порядке и способах оценки).
  2. Конфликты интересов (несовпадение производственных, личных интересов).
  3. Конфликты, порожденные особенностями общения (выразительные эмоции; неправильное толкование и стереотипность мышления).
  4. Организационно-структурные конфликты (неравенство в отношении власти и авторитета; отсутствие необходимого времени; физические, географические и другие факторы, тормозящие сотрудничество).
  5. Конфликты систем ценностей (различия критериев оценки идей и поведения; различия в целях и идеалах и тому подобное).

Подробная классификация конфликтов

По признаку «объективность – субъективность причины» бывают:

  1. Деловые конфликты. Они являются порождением конкретных объективных причин, связанных с трудовой деятельностью в организации.
  2. Эмоциональные конфликты. Происходят они в форме перманентно враждебных отношений его участников, которые периодически возникают по различным поводам.

По форме их проявления (объему) различают:

  1. Внутриличностные конфликты. Это конфликты внутри человека. Они являются следствием несогласованности требований организации с личностными потребностями, ценностями сотрудника, противоречивости требований, а также различных перегрузок.
    Внутриличностный конфликт возможен и при столкновении разноуровневых компонентов. Такие конфликты являются очень важной проблемой для жизнедеятельности организации, они, как правило, связаны с существенными различиями между интересами дела и мотивами, ценностными ориентациями.
  2. Межличностные конфликты. В сфере управления и производства они возникают в связи с притязаниями на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за различия характеров. Самым распространенным их типом являются диадные конфликты, в которые вовлечены два человека - носители разных ценностей, интересов, мнений.
  3. Конфликты между личностью и группой. Обнаруживаются они как противоречие между ожиданиями, требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.
  4. Внутригрупповые конфликты. Характерный признак их - втянутость в конфликт всей группы, образование микро-групп, которые начинают действовать как субъекты. Внутригрупповые конфликты нередко являются продолжением диадного межличностного конфликта, в который постепенно входит вся группа, создавая невыносимую психологическую атмосферу.
  5. Межгрупповые конфликты. К этой категории относятся конфликты в формальных группах коллектива (например, между администрацией и профсоюзами), в неформальных группах, между формальными и неформальными группами. Возникают как результат неэффективного руководства, когда функции двух и более структурных подразделений или существенно пересекаются, или расходятся по результатам, что неизбежно затрагивает интересы отделов.
  6. Межорганизационные конфликты. В основном разворачиваются они в форме конкуренции между организациями, их носителями и выразителями являются владельцы, руководители высшего звена, а рядовые сотрудники становятся участниками межорганизационных конфликтов редко.

По длительности течения фиксируют:

  1. Кратковременные конфликты. Чаще всего они являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.
  2. Затяжные конфликты. Связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.

Длительность конфликта зависит от предмета противоречий, характеров людей, которые в нем столкнулись.

По степени влияния на коллектив выделяют:

  1. Конфликты, которые сотрясают организацию.
  2. Разрушительные конфликты. В основе их - глубокие и принципиальные расхождения во взглядах сотрудников организации.

По влиянию на жизнь и развитию организации различают:

  1. Конфликты, которые вызывают осложнения. Симптомами этого является негативное поведение, чувство недовольства последствиями их решения.
  2. Конфликты, которые не имеют негативных последствий. Предпосылкой этого является сохранение баланса интересов сторон, четкие, корректные процедуры их решения.

По источнику возникновения бывают:

  1. Объективно обусловленные. Такими считают конфликты, порожденные сложными ситуациями, в которых оказываются люди: неудовлетворительные условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности. Именно такие проблемы являются потенциально конфликтными, то есть такими, которые вызывают напряженную обстановку, когда конфликт преимущественно неизбежен.
  2. Субъективно обусловленные конфликты. Порождает их действие личностных особенностей конфликтующих сторон, которые остро проявляют себя, наталкиваясь на препятствия в удовлетворении стремлений, желаний, интересов.

По служебно-коммуникативным направлениям взаимодействия между иерархическими уровнями классифицируют:

  1. «Вертикальные» конфликты. Возникают они во взаимоотношениях типа «работник - руководитель» и «руководитель – работник», что зависит от статуса лица - инициатора конфликта.
  2. «Горизонтальные» конфликты. Ситуация в таких конфликтах разворачивается на линии «работник – работник», а инициатором его может быть кто-то один или одновременно оба работники.

Это далеко не полный перечень классификации конфликтов, поскольку их многогранность и психологическая сложность дают возможность выбирать различные критерии анализа.

Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по менеджменту!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир