Основные этапы процесса принятия управленческих решений

Содержание

  1. 1. Содержание процесса принятия управленческих решений
  2. 2. Этапы принятия управленческих решений

Принятие управленческих решений является одной из основных функций менеджера на любом предприятии. Именно от их эффективности зависит конкурентоспособность организации и возможность ее дальнейшего существования. На каждом предприятии практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако существует общий стержень, формирующий технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Именно на его основе формируется вся система управления предприятием, которая должна быстро и гибко реагировать на любые изменения внешние и обеспечивать рост эффективности деятельности предприятия.

Содержание процесса принятия управленческих решений

Процесс принятия управленческого решения

Это совокупность циклических последовательных действий, состоящих из отдельных этапов и процедур, направленные на рациональный выбор оптимального варианта для достижения желаемой цели или решения проблем организации.

Понимание сущности понятия процесса принятия управленческих решений невозможно без детального анализа его этапов. В зависимости от особенностей деятельностей организации, ее структурной организации и системы коммуникаций, процесс принятия управленческого решения может существенно отличаться. Несмотря на это, существуют общепринятые основные этапы процесса принятия управленческих решений.

Ученые выделяют достаточно значительный перечень основных этапов процесса принятия управленческого решения. Отметим, что учет каждого из приведенных выше этапов является избыточным, ведь этапность процесса принятия управленческих решений в значительной степени зависит от особенностей деятельности и структуры организации.

Поэтому достаточно важным является выделение этапов, которые являются основой принятия управленческих решений на любом предприятии или организации, несмотря на особенности внутренней и внешней среды.

Этапы принятия управленческих решений

Предлагаем объединить такие этапы, как сбор информации о возможных проблемах, идентификация и определение проблемы, формирование целей и стратегии для решения проблемной ситуации, сбор необходимой информации и анализ информации в одну под названием идентификация проблемы и сбор информации о ней.

Считаем, что они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, а потому, чтобы избежать излишней обременительности, целесообразно их объединить. В случае необходимости указанные выше этапы можно рассматривать как подпункты, но такое разделение возможно осуществлять лишь с учетом особенности деятельности исследуемого объекта управления.

Такие этапы, как формирование ограничений и критериев выбора, а также генерирование альтернатив мы оставляем без изменений, ведь они являются стержнем любого процесса принятия управленческих решений.

Следующим шагом, по нашему мнению, является присоединение предварительного выбора лучшей альтернативы и экспертной проверки альтернатив к такому этапу как оценка альтернатив. Это обусловлено тем, что в ходе осуществления оценки альтернатив происходит их экспертная оценка и, соответственно, предварительный выбор лучшей альтернативы. Учитывая то, что выбор одного решения является неотъемлемой составляющей процесса принятия управленческого решения, Данный этап мы оставляем без изменений.

Этап согласования решения с органами управления и выполнения целесообразно расширить разработкой плана реализации решения и его конечным оформлением. Ведь считаем, что именно в процессе согласования происходит разработка плана и формируется конечный результат решения.
Одним из важнейших этапов является непосредственное выполнение управленческого решения, и определяет эффективность всего процесса принятия управленческих решений.

Последним этапом принятия управленческого решения является контроль и оценка исполнения решения. Коррекцию алгоритма процесса мы относим также к этому этапу, ведь потребность в ней возникает как следствие оценки выполнения управленческого решения.

Учитывая вышеизложенное, отметим, что процесс принятия управленческого решения поэтапно детализируется следующим образом:

  1. идентификация проблемы и сбор информации о ней;
  2. определение критериев выбора;
  3. генерирование альтернатив;
  4. оценка альтернатив;
  5. выбор одного решения;
  6. согласование решения с органами управления и исполнения;
  7. выполнение решения;
  8. контроль и оценка исполнения решения.

Процесс принятия управленческих решений является основой эффективной деятельности любого предприятия.

Именно поэтому исследование сущности данного понятия является неотъемлемой составляющей современной научной мысли. К сожалению, практика принятия управленческих решений показывает, что в повседневной управленческой деятельности предприятий России часто пренебрегают последовательностью принятия управленческих решений. Результатом такой некомпетентности может стать некорректное выявление проблемной ситуации, формирование неадекватных целей, и, как следствие, выбор неоптимального управленческого решения. Ввиду этого, для повышения эффективности деятельности предприятий требуется особое внимание уделять обоснованному поэтапному процессу подготовки и принятия управленческих решений.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир