Метод мозговой атаки

Содержание

  1. 1. Анализ метода «мозговой атаки»
  2. 2. Этапы «мозговой атаки»

В рыночных условиях особенно актуальным является принятие быстрых и взвешенных управленческих решений. Именно поэтому часто квалифицированные менеджеры обращают внимание на такой метод, как «мозговая атака», или «мозговой штурм».

Основная особенность метода «мозговой атаки» заключается в коллективном поиске оригинальных идей. В основу метода положен принцип сотрудничества (сотворчества) участников.

Анализ метода «мозговой атаки»

Одной из форм группового творческого мышления является метод «мозговой атаки».

Как форма психолого-педагогического общения метод возник в конце 30-х годов XX в. с целью активизации творческой мысли. Использовались средства для снижения критичности и самокритичности человека. Это способствовало повышению его уверенности в себе и готовности к творческому поиску.

Сам термин «мозговая атака» (Brainstorming) предложен в 1937 году А. Осборном. В англо-русском словаре Мюллера brain-storming переводится как «приступ», «душевное потрясение» в словаре Гальперина тот же термин переводится как «приступ безумия», «блестящая идея», «отличный план»; в словаре Вебстера приведены следующие значения brainstorming: a violent transient fit of insanity; a suddеin bright idea, что можно толковать как «сильный, быстро уходящий приступ безумия», «быстрая блестящая идея».

Как оперативный метод решения проблемы «мозговая атака» предполагает стимулирование творческой активности с высказыванием максимального количества вариантов решения, из которых в дальнейшем отбирают наиболее рациональные, – группа как единый мозг «штурмует» любую возникшую проблему. Делается это энергично, все члены группы сосредотачивают свое внимание на одном и том же вопросе.

Как результат – происходит коллективная генерация идей. Н. Вишневская считает, что этот метод эффективен для решения общих задач, которые не являются узкоспециальными. Этот метод помогает быть активными участниками общения и генерировать множество идей и предложений за короткий промежуток времени.

Лучше всего его применять в группах из пяти-шести человек, которые берут на себя роли фасилитатора (ведет дискуссию), секретаря (фиксирует предложения), оратора (представляет идеи), «таймера» (следит за временем). Чтобы не пропустить интересные идеи, важно записывать все предложения, которые возникают, не оценивая их, поскольку критика препятствует процессу творческого мышления.

Этапы «мозговой атаки»

Выделяют несколько этапов «мозговой атаки»:

  • подготовка,
  • проведение штурма,
  • оценка и отбор идей,
  • проработка и развитие ценнейших идей.

Во время проведения «мозговой атаки» непременно должен быть ведущий эксперт, который подсказывает направления поиска. Необходимо выбрать секретаря, который фиксирует все идеи с помощью рисунков, ключевых слов, своих отметок. На этапе подготовки четко формулируется задача. Подбирается фактический материал: аналоги объекта, данные о принципах действия, различные ограничения и тому подобное.

Определяются участники «мозговой атаки», которые подразделяются на генераторов и экспертов. Эксперты участия в поиске решений не принимают.

И. Хован выделяет такие правила метода «мозговой атаки»:

  • говорите все, что придет в голову;
  • не обсуждайте и не критикуйте высказывания других;
  • расширяйте предложенные идеи, возможно, они отрицают предыдущие; количество идей поощряются;
  • стоит поддерживать и фиксировать даже абсурдные на первый взгляд идеи.

Во время «мозговой атаки» коллективный разум должен генерировать непрерывную последовательность идей. Оптимальное количество участников «мозговой атаки» – 4-15 человек. Продолжительность – от 15 минут до 1 часа. После окончание «атаки» весь материал передается экспертам, отбирающим и развивающим самые интересные и ценные идеи.

Г. Ковальчук к правилам, которые нужно учитывать при проектировании и реализации занятия, относит следующие: высказывание идей должно происходить без препятствий, даже если они изначально кажутся абсурдными и неуместными; предлагаемые идеи нельзя обосновывать в момент их произнесения; высказанные идеи нельзя комментировать (касается одинаково как организатора, так и других участников дискуссии); по окончании высказывания идей можно их обосновывать для решения главной проблемы; выражения идей (мнений) может происходить в письменной форме, а также анонимно; все высказанные идеи должны детально регистрироваться.

Итак, рассмотрев различные подходы к мозговому штурму, можно сделать вывод о том, что основой методологии является обеспечение процесса генерации идей, без их критики и обсуждения. Каждый (менеджер, преподаватель и др.) выбирает для себя тот или иной способ организации этого процесса. Процесс «мозговой атаки» может привести к возникновению действительно ценных идей и предложений. Хотя эффективность процесса бывает разной, но в любом случае, если задача важна, а решение ее отсутствует, то стоит все-таки попробовать «мозговую атаку»

На Студворк вы можете заказать статью по менеджменту онлайн у профильных экспертов!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир