Факторы, формирующие стиль руководства менеджера

Содержание

  1. 1. Понятие стиля руководства менеджера
  2. 2. Влияние факторов на выбор стиля руководства

Искусство управления людьми – самое трудное и высшее из всех искусств.

Достижение экономического роста в России, должного уровня конкурентоспособности невозможно без осуществления эффективной, результативной управленческой деятельности во всех отраслях экономики.

Понятие стиля руководства менеджера

Стиль руководства (лидерства) (лат. stilus, греч. stylos – палочка для письма) является составляющей системы руководства и определяется как характерная манера поведения руководителя, преобладающего в его управленческой деятельности и с помощью которой управленец может влиять на подчиненных, стимулировать их для достижения целей организации.

Стиль является элементом системы руководства и характеризуется индивидуальными особенностями, обусловленными личностью управленца.

Обобщение литературных источников и проведенные исследования позволяют классифицировать виды стилей руководства по следующим признакам: позиции относительно человеческого фактора, характеру деятельности, позиции относительно других инстанций, уровню сотрудничества, стилем взаимодействия с подчиненным, коммуникативным поведением, методом воздействия, скоростью ориентации в ситуации взаимодействия, типом мышления, целеустремленностью, стилем деятельности, типом темперамента, мотивационным поведением руководителя.

По позиции относительно человеческого фактора:

  • технократический;
  • гуманистический.

По характеру деятельности:

  • инициативный;
  • исполнительный.

По позиции по другим инстанциям:

  • принципиальный;
  • услужливый.

По уровню сотрудничества:

  • партнерский;
  • непартнерский.

По стилю взаимодействия с подчиненным:

  • принудительный;
  • уклончивый;
  • сотруднический;
  • компромиссный;
  • покладистый.

По коммуникативному поведению:

  • PR-деятельностный;
  • эгоцентричный;
  • антипатийный;
  • симпатизирующий;
  • творческий;
  • деловой;
  • эмпатический.

По методу воздействия:

  • административно-правовой;
  • экономический;
  • управление персоналом.

По скорости ориентации в ситуации взаимодействия:

  • эластичный;
  • неэластичный;
  • комбинированный.

По типу мышления:

  • философский;
  • теоретический;
  • практический.

За целеустремленностью:

  • кооперационный;
  • тиранский;
  • дипломатический;
  • доминирующий;
  • альтруистический;
  • эгоистичный;
  • производственный;
  • предпринимательский;
  • приспособительный.

По стилю деятельности:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

По типу темперамента руководителя:

  • холерический (бихевиоральный, доминантный): ориентированный на достижение целей путем эффективного сотрудничества с подчиненными;
  • флегматичный (когнитивный, стабильный): ориентированный на выполнение задачи путем тщательной методической и систематической работы над фактами;
  • меланхолический (эмоциональный, покладистый): ориентирован на людей путем сотрудничества, помощи и в отдельных случаях управленческого влияния, использование искусства беседы;
  • сангвинический (межличностный, влиятельный): ориентированный на идею путем убеждения, установления отношений и поощрения других к достижению целей.

По мотивационному поведению руководителя:

  • инновационный: руководитель готов к риску, нововведениям, изменениям в организации;
  • стратегический: направлен на разработку комплексного плана перспективной руководящей деятельности, анализ ее сильных и слабых сторон;
  • взвешенный: попытка достичь успеха и тем самым избежать неудач;
  • регрессивный: неуверенность в деловых вопросах, сентиментальность и поиск оптимальных путей для достижения желаемых результатов по наименьшим затратам, изменениям и усилиям;
  • консультативный: руководитель не уверен в себе, переводит свои производственные функции и ответственность на подчиненных и пытается избегать любых нововведений и принятия важных решений.

Влияние факторов на выбор стиля руководства

Стиль руководства имеет как объективную, так и субъективную основу. Он зависит от моральных норм, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а также от личностных черт руководителя.

В последние годы исследователи склоняются к мнению о том, что не существует универсального стиля руководства, любой из них может быть эффективным в зависимости от ситуации. Признание первичности ситуации в выборе стиля управления стало предпосылкой формирования теории ситуативного управления. Ни один из ситуационных стилей не является универсальным, поэтому руководители должны проявлять гибкость, приспосабливаясь к ситуациям.

На практике руководитель далеко не всегда выбирает исключительно один стиль руководства. Чаще применяется определенная комбинация стилей руководства, созданная отдельным менеджером, стремящимся использовать положительные черты того или иного стиля и ослабить, нейтрализовать его негативные стороны. Однако в каждом конкретном случае доминирующим остается определенный стиль. При условии изменения ситуации возможны адаптация к стилю руководства или его замена.

Добавим, что предложенная классификация стилей руководства не претендует на полноту, завершенность, включая и так называемые «мировые стандарты руководства». Жизнь вносит постоянные коррективы в методы управления предприятием, в методы руководства подчиненными. Умение подобрать стиль относительно конкретной ситуации и коллектива оценивается по степени достижения поставленных целей.

Не знаете, сколько стоит статья по менеджменту на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир