В условиях быстрых рыночных трансформаций предприятию необходимо быстро приспосабливаться к этим изменениям, и одной из неотъемлемых частей стали нововведения, которые помогут предприятию обеспечить стабильность, конкурентоспособность и сохранить лидерские позиции на национальном рынке и завоевать мировой.
Вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы.
При введении инноваций предприятие использует такую управленческую форму, как инновационный менеджмент, который должен наладить взаимодействие между структурными подразделениями, внутреннего и внешнего направления, координируя их деятельность, обеспечивая этим самым эффективность работы.
Задачи инновационного менеджмента
В соответствии с целями, задачи инновационного менеджмента могут быть разными, однако выделяют основные:
- выработка стратегической инновационной политики и механизмов ее осуществления;
- формирование стратегических, долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;
- разработка планов, программ, проектов и их выполнения; создание организационно-производственной структуры и структуры управления инновационной деятельностью;
- планирование организационных процессов разработки инноваций;
- наблюдение за выполнением этапов, стадий инновационного процесса во времени и синхронизацией всех видов деятельности;
- подбор и размещение кадров, создание творческой атмосферы, и тому подобное.
Инновационная деятельность носит творческий характер, она плохо сочетается с твердой регламентацией работ и централизацией принятия решений, трудно вписывается в формализованные организационные структуры управления.
Особенности внедрения инноваций
При внедрении инноваций необходимо учесть факторы влияния, в частности:
- технико-экономические,
- организационно-управленческие,
- информационно-коммуникативные,
- социально-психологические,
- правовые.
Более подробно рассмотрим позитивный и негативный аспект организационно-управленческих факторов. Позитивный заключается в гибкости организационных структур, децентрализации, автономии, формированию творческих групп, оперативность во внедрении инноваций, интерес со стороны высшего руководства, а к отрицательным относится высокая централизация и консервативность иерархических принципов организационной структуры, отсутствие инновационной стратегии, равнодушие менеджеров к инновациям, медлительность в разработке нововведений и их внедрении.
Интеграция имеет следующие формы формальных и неформальных организационных структур управления:
- ориентированные на вертикальные взаимосвязи, учитывающие возможности и требования планирования на предприятии;
- управление по проектам с соответствующей этой форме матричной организационной структурой управления;
- конференции;
- комитеты, коллегии и группы, которые широко используются для формирования горизонтальных связей, улучшения коммуникации и координации НИОКР с другими функциональными подразделениями предприятия.
Организацию и ее взаимодействие с инновацией можно рассматривать с разных сторон, в частности она может быть:
- как пользователь инновации, как создатель ее,
- как разработчик и пользователь новшеством,
- как носитель новшества и нововведения.
В соответствии с этими особенностями на предприятии их организационные структуры меняются.
Если предприятие стремится самостоятельно ориентироваться на инновационную деятельность или быть инновационным предприятием, то его организационная структура управления будет формироваться в соответствии с этим. Инновации направлены, с одной стороны, на сохранение установленного состояния, а с другой стороны – на повышение эффективного развития предприятия.
Инновационная организация является сложной технико-экономической и социальной системой одновременно, в которой отражена определенная особенность. Недостатком традиционных организационных структур управления является то, что наблюдается незаинтересованность к внедрению инноваций, зацикленность на обязанностях, полномочиях, неприятие неформального управления.
Внедрение инноваций будет более эффективным тогда, когда организационная структура управления предприятия будет смешанного типа, в частности матричная, продуктовая (программная) или проектная.
Вы можете заказать написание статьи по менеджменту для публикации на Студворк!
Комментарии