Группы и их значимость в управлении

Содержание

  1. 1. Формальные и неформальные группы
  2. 2. Функциональные структуры
  3. 3. Структура по типу продукта или услуги
  4. 4. Структура на географической основе
  5. 5. Проектная группа
  6. 6. Смешанные структуры
  7. 7. Существуют принципы эффективного управления группой:
Группа

Это два или более взаимодействующих и взаимозависимых человека, объединившихся для достижения определенных целей. Организация любого размера состоит из нескольких групп, которые могут быть формальными и неформальными.

Формальные и неформальные группы

Создание формальных групп обеспечивает устоявшееся функционирование всей организационной структуры предприятия. Но в процессе делового взаимодействия люди контактируют не только как профессионалы и исполнители, но и как целостные личности с индивидуальными свойствами и особенностями. В результате является естественным и понятным, что между сотрудниками стихийным путем начинают образовываться межличностные отношения, не совпадающие с регламентациями и должностями, то есть неформальные отношения.

Знание и учет психологических механизмов объединения людей в неформальные группы являются важным и необходимым для эффективного руководства организацией.

Анализ мировой практики показывает, что создание организации подчинено четкой и жестокой логике, нарушение которой приводит к сбоям в работе, а то и к распаду организации. Поэтому знание правил, необходимых этапов и шагов создания организации является важным для успешного управленца. Управление является специфической сферой человеческой деятельности.

Эффективность ее зависит не только от личных особенностей человека, сколько от знаний и понимания управленческих задач, способов стимулирования и объединения усилий всех членов организации в направлении реализации целей организации.

Перед руководителями организации будут всегда стоять задачи кадровой политики, которая разрабатывается на основе философии организации. Поэтому без четко сформулированной кадровой политики не может быть эффективной работы.

Структура организации может приобретать одну из двух форм:

  • традиционная иерархическая, которая группирует персонал по функциям, товарам (услугам) или географическому расположению;
  • или структура, которая имеет много линий подотчетности, которыми являются проектные команды или матричные структуры.

Функциональные структуры

Деление персонала на группы основывается на функциональном принципе, работники, которые заняты одной функцией, должны постоянно общаться друг с другом. Функциональные структуры имеют определенные недостатки:

  • сотрудники являются специалистами в одной отрасли и редко универсалами;
  • работники занимаются узким кругом вопросов, это может помешать им видеть общие проблемы, которыми занимается организация;
  • интересы отдела могут стать для работников более важными, чем интересы всей организации.

Структура по типу продукта или услуги

Некоторые руководители организаций предпочитают объединять сотрудников, которые отвечают за производство одного вида продукции или оказание одного вида услуг.

Преимущества: способствуют лучшему учету потребностей потребителей при создании продукции (оказании услуг) и более высокой мотивации персонала.

Недостатки: риск разделения организационных подразделений, которые становятся трудноуправляемыми.

Структура на географической основе

Сотрудники группируются по принципу географического единства: подразделения создаются для отдельных регионов, стран или целых континентов. Это важно для транснациональных компаний, поскольку рынки отличаются от страны к стране, а потребности потребителей лучше изучаются на месте.

Недостатки: информационные потоки между сотрудниками разных отделов могут быть проблематичными и дорогостоящими.

Возможно дублирование работы департаментов в различных регионах, особенно в вспомогательных службах: финансовых, кадровых и компьютерных.

Проектная группа

В состав проектных команд входят сотрудники различных подразделений организации. Команда организуется только для реализации проекта (и на время его реализации), а ее члены могут работать в ней как полный рабочий день, так и неполный рабочий день.

Недостатки такого типа организационной структуры:

  • руководители двух линий должны постоянно согласовывать график работы подчиненных;
  • ослабление мотивации подчиненных;
  • изменчивость, неопределенность матричных структур;
  • матричными структурами трудно управлять;
  • путаница, конфликты;
  • ослабляет личную подотчетность.

Несмотря на многочисленные проблемы, эти структуры имеют преданных сторонников, они помогают оперативно реагировать на изменения запросов потребителей.

Смешанные структуры

Чаще всего на практике встречаются смешанные структуры, которые объединяют черты функциональных структур и структур по типу продукта (услуги).

Существуют принципы эффективного управления группой:

  1. группа должна иметь четко определенные цели, которые сбалансированы с целями членов группы и организации в целом.
  2. баланс целей достигается руководителем в ходе открытого коллективного обсуждения проблемы или задачи.
  3. необходимость повышения ответственности за результаты в группе вытекает из взаимозависимости членов команды, которые совместно принимают решения.
  4. при общении с группой руководитель должен приложить все усилия, чтобы избежать соперничества между ее членами и соперничества между группами.

Статья по менеджменту на заказ от проверенных исполнителей!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир