В теории управления выделяются следующие базовые модели менеджмента: восточная и западная, они зависят от национальной специфики стран, в которых функционируют организации.
Восточная модель менеджмента
На образование восточной модели менеджмента большое значение оказали религиозные течения. Ключевая роль принадлежит таким категориям, как уважение и взаимное понимание. Сотрудники в организации подбираются тщательным образом, согласно их уровню образования, и между ними устанавливаются доверительные отношения. Ориентируется на групповой форме организации трудовой деятельности. Применяется также механизм ответственности коллектива, при данном механизме у сотрудников ответственность распределена в равной степени между собой за осуществление принимаемых решений. Сотрудники активно вовлекаются в решение разнообразных проблем, как экономических так и технологических, на добровольной основе.
Компании активным образом используют собственный капитал. Характерен низкий уровень дивидендов, по причине вкладывания финансов в перспективные научные разработки и исследования.
Западная модель менеджмента
Для западных менеджеров предпочтительными являются деловые вопросы, которые у них стоят на первом месте. В основном представители западной модели менеджмента основываются на практических сторонах вопроса, где подразумевается индивидуальная ответственность за результаты рабочей деятельности, а не коллективизм. Не приветствуются неформальные отношения между сотрудниками, исключительно рабочие отношения. В отношении управления производством все полномочия принадлежат только руководящему звену компании, а сотрудники только выполняют соответствующие директивы. Западная модель менеджмента не идеализирована, так как жёсткая конкуренция на рынке труда требует от каждого работника организации максимальной ответственности и отдачи. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика моделей менеджмента.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика моделей менеджмента
Параметры | Восточная модель | Западная модель |
---|---|---|
Стратегия | Нет жесткого детерминированного курса | Присутствует фиксированный курс |
Ключевая цель | В максимальной степени соответствует коллективным интересам | Увеличение капитала компании, увеличение эффективности |
Ключевой приоритет | Сотрудники | Финансовые показатели организации |
Межфирменная взаимная помощь | Распространена широко | Встречается редко |
Организация управления | Делается основная ставка на группу, преобладает психологический подход | Делается основная ставка на отдельного индивида, преобладает технократический подход |
Уровень открытости компании для общества | В наименьшей степени высокий уровень | Высокий уровень |
Основное качество менеджера | Координация действий сотрудников | Профессионализм |
Отношения менеджера с сотрудниками | Неформальные и личные отношения | Формальные отношения |
Система оплаты трудовой деятельности | Исходя из результатов работы трудового коллектива | Согласно индивидуальному результату сотрудников |
Система найма | На долгосрочной основе | Краткосрочная |
На Студворк вы можете заказать статью по менеджменту онлайн у профильных экспертов!
Комментарии