Менеджмент рассматривают в качестве вида человеческой деятельности, который направлен на достижение конкретной одной цели либо нескольких целей. Благодаря менеджменту происходит социальное и экономическое развитие.
Научные основы менеджмента являются совокупностью теорий, систем, способов и принципов управления. Как наука менеджмент ориентирует усилия на то, чтобы обеспечить связи между следствиями и причинами, определяет условия и факторы, с которыми общий человеческий труд может оказаться наиболее эффективным и приносить больше пользы.
С точки зрения науки, в системе менеджмента можно выделить следующие научные направления: финансовый менеджмент, операционный менеджмент, налоговый, отраслевой, региональный менеджмент, менеджмент маркетинга, инвестиционный менеджмент и др.
Данными научными течениями менеджмента изучаются особенности проявлений науки управления и они представляют собой неотъемлемую часть базы этой научной сферы.
Цель менеджмента как науки состоит в установлении принципов, методов и форм, закономерностей и законов деятельности людей в сфере управления.
Компоненты науки в менеджменте
Компоненты науки в менеджменте следующие:
- теория – взаимозависимые правила и концепции систематически сгруппированы, они формируют рамки либо являются связующим звеном существенной сфере знаний;
- организованные знания – знания в менеджменте упорядочены, термины, теории и методы составляют его основу;
- термины (концепции) – научным подходом задаются требования в чётких понятиях. В менеджменте есть своя терминология, которая определяет определённые ситуации и методы, при помощи которых их можно решить;
- принципы и методы;
- практика – теоретические положения менеджмента являются результатом практики, все имеющиеся знания в данной области не ограничиваются, они пересматриваются и видоизменяются в зависимости от современных экономических либо социальных и политических условий.
Основные научные школы менеджмента
Менеджмент в данный момент времени является научным направлением, которое имеет разнообразные научные подходы и школы.
- Школа научного управления.
Характерна для периода времени 1890-1920 годов. Основателями данной школе считаются Г. Гатт, Ф. Тейлор, Х. Эмерсон и др. Представителя данного направления убеждены, что при использовании замеров, наблюдений, анализа и логики, возможно произвести совершенствование большинства ручных операций, при этом происходит более эффективное выполнение работы. - Административная школа управления (характерна для периода 1920-1950 годов).
Основатели: Дж. Муни, А. Файоль, Л. Урвик и др. Данное научное направление старалось ответить на вопросы, которые относятся к эффективному управлению компанией в целом. Основное внимание последователей ориентировано на сущность и содержание управленческой деятельности. - Поведенческий подход, или школа человеческих отношений (с 30-х годов до настоящего времени).
Является объединением нескольких научных направлений: школа человеческих отношений, ранний бихевиоризм и бихевиористский научный подход. - Количественная школа (с 60-х годов по текущий период времени).
Основное внимание уделено математическим аппаратам, кибернетике, статистике, компьютерным технологиям с целью принимать оптимальные управленческие решения.
На Студворк вы можете заказать статью по менеджменту онлайн у профильных экспертов!
Комментарии