Межличностная коммуникация определяется как процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, которое создается партнерами по общению.
Сущность и функции межличностной коммуникации
Коммуникативный акт всегда состоит как минимум из двух партнеров, которые связаны между собой единым информационным пространством. Человек в процессе общения передает партнеру информацию, в социальной психологии именуется «коммуникатором». Партнер, который принимает и интерпретирует информацию – реципиент.
Форма коммуникации, в которой в ролях, как коммуникатора, так и реципиента выступают отдельные индивиды.
Для межличностной коммуникации характерен непосредственный контакт между субъектами общения, что обусловливает ряд особенностей этой формы коммуникации: тесную обратную связь, регулирующую ход общения; богатство кодов, используемых, в том числе и невербальных; двусторонний обмен информацией, который происходит в виде диалога.
По характеру взаимодействия можно рассматривать личностную, ролевую, групповую межличностную коммуникацию. Первая имеет более экспрессивный характер, связанный с самовыражением «Я».
Ролевая межличностная коммуникация характеризуется:
- значительной степенью формализации;
- ее содержание определяется ролевыми отношениями партнеров;
- ее цель – достижение определенного результата, который часто не зависит от желаний и стремлений участников коммуникации.
Это форма коммуникации, в которой хотя бы одним субъектом коммуникации является социальная группа.
Групповая коммуникация достаточно распространена. Она существует в деятельности работников системы связей с общественностью. Например, пресс-секретарь мэра города проводит пресс-конференцию или брифинг для журналистов, отдел по связям с общественностью – работе с коллективами подразделений фирмы, презентацию небольшой лавки, день открытых дверей в учебном заведении, экскурсию для школьников или студентов.
Ролевая разновидность межличностной коммуникации наряду с групповой коммуникацией составляет основную систему коммуникаций в организациях.
Специфика межличностной коммуникации определяется активной природой человеческой личности, которая составляет этот процесс. В человеческой коммуникации происходит не просто «движение информации», а активный обмен ею.
Виды барьеров в коммуникациях
Это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной или опасной информации.
Барьеры в общении могут возникать через индивидуальные психологические особенности тех, кто общается.
Чаще всего встречаются следующие барьеры межличностной коммуникации:
- избегание (избегание контактов с нежелательными лицами, забывание;
- авторитет (обесценивание информации за счет снижения авторитета коммуникатора);
- семантический барьер, жаргон, сленги;
- стилистический барьер;
- логический барьер. Коммуникатор должен выбирать адекватную для данного момента систему доказательств.
Устранение барьеров
Совершенствованию организационных коммуникаций и ликвидации преград в организациях способствуют:
- Рационализация коммуникационного процесса.
- Эффективное применение графических средств.
- Наиболее эффективным методом совершенствования коммуникаций является фильтрация информации.
- Барьеры, обусловленные восприятием информации.
Чтобы устранить этот барьер, к передаче информации следует выяснить и скорректировать позицию (установку) получателя. - Для устранения семантических барьеров, обусловленных различным пониманием символов, которыми обмениваются отправитель и получатель информации, сотрудникам необходимо избегать узкопрофессионального жаргона, приобретать культуры речи.
- Для ликвидации невербальных преград, которые возникают вследствие неправильной трактовки участниками коммуникативного процесса выражения глаз, мимики, жестов, интонации, модуляции голоса и др. необходимо уметь «читать» людей по их невербальным сигналам.
- Научиться слушать и передавать информацию участников коммуникативного процесса.
- Нужно обеспечить достаточным объемом информации.
- Неправильная психологическая установка.
Чтобы преодолеть стереотип мышления, нужно, формируя сообщение, помнить, во-первых, что сообщение надо обдумывать и иметь уверенность в том, что оно не искажено стереотипом, а во-вторых, определять, какой стереотип есть у получателя и как построить сообщение, чтобы получатель не был под действием стереотипа. - Совершенствование обратных связей.
- Повышение эффективности информационного учета.
В пределах каждой системы управления необходимо выбирать такие методы совершенствования коммуникаций, которые будут соответствовать культуре организации, ее техническому потенциалу, степени важности задач на определенном этапе развития. Постоянная модификация коммуникативных связей необходима для укрепления взаимопонимания между работниками организации и формирования ее позитивного имиджа в окружающей среде.
На Студворк вы можете заказать статью по менеджменту онлайн у профильных экспертов!
Комментарии