Это совокупный результат творческого процесса (субъекта) и действий коллектива по решению конкретной ситуации, возникшей в связи с функционированием системы.
Понятие управленческого решения
Управленческое решение – это результат экономической формализации экономических, технологических, социально-психологических, административных методов менеджмента, на основе которого управляющая система организации непосредственно влияет на управляемую.
Управленческие решения являются социальным актом, организуют и направляют деятельность рабочей силы и служат средством содействия достижению цели предприятия.
В принятии решения есть всегда определенная альтернатива. Существуют две формы принятия управленческих решений: единоличная (индивидуальная) и коллективная (групповая, коллегиальная), которые имеют определенные преимущества и недостатки. Единоличное управленческое решение, как правило, по своей природе имеет субъективный характер.
Коллективная работа создает потенциальные возможности повышения качества решений.
Основная классификация управленческих решений
Управленческие решения в основном классифицируют по следующим признакам:
- Субъект принятия: единоличные и коллективные.
- Особенность решаемых задач:
- программируемые (предусматривающие структурированность и повторяемость через определенные промежутки времени, принимаемых при типичных ситуациях);
- непрограммируемые (принимаются в неструктурированных, неопределенных ситуациях при недостатке полной информации и попадаются изредка).
- По уровню принятия:
- решения на высшем (институциональном) уровне управления (имеют общий характер, касаются всей организации и являются компетенцией руководителя высшего уровня управления);
- решения на среднем (управленческом) уровне управления (принимаются руководителями среднего уровня управления);
- решения на низовом (техническом) уровне управления (имеют регулирующую направленность и принимаются на низовом уровне управления).
- Сфера охвата:
- общие решения (касающиеся всей организации);
- частичные решения (направленные на регулирование определенного процесса в конкретной ситуации и конкретных подразделений).
- По продолжительности действия: краткосрочные (реализуются в течение года); среднесрочные (реализуются в течение 1-5 лет); долгосрочные (реализуются в течение длительного срока более 5 лет).
- По способу обоснования:
- интуитивные (опираются на внутренние предчувствия);
- рациональные (предусматривающие объективный аналитический процесс):
- аналитические (предусматривают оценивание различных альтернатив);
- логические (основываются на суждениях, знаниях, предыдущем опыте).
- импульсивные (процессы построения гипотез существенно преобладают над их контролем);
- инертные (количество проверок и контрольных функций значительно преобладает количество выдвинутых гипотез).
- По степени сложности:
- сложные (имеют важное значение для будущего организации и нуждаются в творческом подходе);
- средней сложности (требуют комплексного рассмотрения);
- простые (не требуют больших усилий для их принятия).
- По уровню централизации:
- централизованные (принимаются важные управленческие решения в едином центре, то есть на высшем уровне управления);
- децентрализованные (предусматривают выработку согласованного на всех уровнях управления решения, побуждающие к генерированию новых идей);
- комбинированные (сочетающие элементы централизованных и децентрализованных решений).
- Целеустремленность:
- стратегические (определяют направления специализации, перспективы социального и экономического развития и др.);
- тактические (связанные с конкретным расположением сил и ресурсов);
- оперативные (возникают в случае нарушения производственного процесса вследствие непредвиденных внутренних или внешних обстоятельств).
- По частоте повторения: случайные (требуют глубокого анализа нестандартной ситуации); периодически повторяющиеся (содержащие определенные условия, конечные продукты и действия, необходимые для успешного достижения цели); непериодически повторяющиеся (содержащие предыдущий опыт руководителя и результаты принятых решений).
- По степени новизны:
- инновационные (принимаются по проблемам, возникающим впервые после тщательного изучения состояния дел, опыта других организаций и реальных возможностей предприятия);
- стандартные (принимаются на основе изучения и сравнения имеющегося опыта и подобных ситуаций).
- По характеру:
- экономические (связанные с экономическим механизмом функционирования организации);
- социально-психологические (связанные с социально-психологическими аспектами функционирования организации);
- административные (предусматривают юридическое влияние на отношения людей во время производства, поскольку регулируются определенными правовыми нормами);
- технологические (связанные с технологическими аспектами функционирования производства) и т.д.
- По результатам воздействия:
- негативные (сопровождаются типичными ошибками, негативными последствиями);
- нейтральные (не имеющие силы управленческого воздействия);
- положительные (предусматривают выбор самого эффективного варианта решения из возможных).
Управленческое решение является результатом умственно-психологической, творческой деятельности руководителя, продуктом управленческого труда, а его принятие – это процесс, обусловливающий появление этого продукта.
Приведенная классификация управленческих решений дает возможность охарактеризовать любое решение по тринадцати признакам, многочисленность которых может меняться в зависимости от социально-экономических и психологических факторов.
Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по менеджменту!
Комментарии