Классификация управленческих решений

Содержание

  1. 1. Понятие управленческого решения
  2. 2. Основная классификация управленческих решений
Управленческое решение

Это совокупный результат творческого процесса (субъекта) и действий коллектива по решению конкретной ситуации, возникшей в связи с функционированием системы.

Понятие управленческого решения

Управленческое решение – это результат экономической формализации экономических, технологических, социально-психологических, административных методов менеджмента, на основе которого управляющая система организации непосредственно влияет на управляемую.

Управленческие решения являются социальным актом, организуют и направляют деятельность рабочей силы и служат средством содействия достижению цели предприятия.

В принятии решения есть всегда определенная альтернатива. Существуют две формы принятия управленческих решений: единоличная (индивидуальная) и коллективная (групповая, коллегиальная), которые имеют определенные преимущества и недостатки. Единоличное управленческое решение, как правило, по своей природе имеет субъективный характер.

Коллективная работа создает потенциальные возможности повышения качества решений.

Основная классификация управленческих решений

Управленческие решения в основном классифицируют по следующим признакам:

  1. Субъект принятия: единоличные и коллективные.
  2. Особенность решаемых задач:
  • программируемые (предусматривающие структурированность и повторяемость через определенные промежутки времени, принимаемых при типичных ситуациях);
  • непрограммируемые (принимаются в неструктурированных, неопределенных ситуациях при недостатке полной информации и попадаются изредка).
  1. По уровню принятия:
  • решения на высшем (институциональном) уровне управления (имеют общий характер, касаются всей организации и являются компетенцией руководителя высшего уровня управления);
  • решения на среднем (управленческом) уровне управления (принимаются руководителями среднего уровня управления);
  • решения на низовом (техническом) уровне управления (имеют регулирующую направленность и принимаются на низовом уровне управления).
  1. Сфера охвата:
  • общие решения (касающиеся всей организации);
  • частичные решения (направленные на регулирование определенного процесса в конкретной ситуации и конкретных подразделений).
  1. По продолжительности действия: краткосрочные (реализуются в течение года); среднесрочные (реализуются в течение 1-5 лет); долгосрочные (реализуются в течение длительного срока более 5 лет).
  2. По способу обоснования:
  • интуитивные (опираются на внутренние предчувствия);
  • рациональные (предусматривающие объективный аналитический процесс):
  • аналитические (предусматривают оценивание различных альтернатив);
  • логические (основываются на суждениях, знаниях, предыдущем опыте).
  • импульсивные (процессы построения гипотез существенно преобладают над их контролем);
  • инертные (количество проверок и контрольных функций значительно преобладает количество выдвинутых гипотез).
  1. По степени сложности:
  • сложные (имеют важное значение для будущего организации и нуждаются в творческом подходе);
  • средней сложности (требуют комплексного рассмотрения);
  • простые (не требуют больших усилий для их принятия).
  1. По уровню централизации:
  • централизованные (принимаются важные управленческие решения в едином центре, то есть на высшем уровне управления);
  • децентрализованные (предусматривают выработку согласованного на всех уровнях управления решения, побуждающие к генерированию новых идей);
  • комбинированные (сочетающие элементы централизованных и децентрализованных решений).
  1. Целеустремленность:
  • стратегические (определяют направления специализации, перспективы социального и экономического развития и др.);
  • тактические (связанные с конкретным расположением сил и ресурсов);
  • оперативные (возникают в случае нарушения производственного процесса вследствие непредвиденных внутренних или внешних обстоятельств).
  1. По частоте повторения: случайные (требуют глубокого анализа нестандартной ситуации); периодически повторяющиеся (содержащие определенные условия, конечные продукты и действия, необходимые для успешного достижения цели); непериодически повторяющиеся (содержащие предыдущий опыт руководителя и результаты принятых решений).
  2. По степени новизны:
  • инновационные (принимаются по проблемам, возникающим впервые после тщательного изучения состояния дел, опыта других организаций и реальных возможностей предприятия);
  • стандартные (принимаются на основе изучения и сравнения имеющегося опыта и подобных ситуаций).
  1. По характеру:
  • экономические (связанные с экономическим механизмом функционирования организации);
  • социально-психологические (связанные с социально-психологическими аспектами функционирования организации);
  • административные (предусматривают юридическое влияние на отношения людей во время производства, поскольку регулируются определенными правовыми нормами);
  • технологические (связанные с технологическими аспектами функционирования производства) и т.д.
  1. По результатам воздействия:
  • негативные (сопровождаются типичными ошибками, негативными последствиями);
  • нейтральные (не имеющие силы управленческого воздействия);
  • положительные (предусматривают выбор самого эффективного варианта решения из возможных).

Управленческое решение является результатом умственно-психологической, творческой деятельности руководителя, продуктом управленческого труда, а его принятие – это процесс, обусловливающий появление этого продукта.

Приведенная классификация управленческих решений дает возможность охарактеризовать любое решение по тринадцати признакам, многочисленность которых может меняться в зависимости от социально-экономических и психологических факторов.

Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по менеджменту!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир