Адаптация персонала в организации является обязательной составляющей кадрового менеджмента. Понятие «адаптация» является многоаспектным и рассматривается учеными по-разному.
Адаптацию в основном рассматривают как процесс приспособления, изменения параметров, составляющих и самой системы в целом.
Проблемы трудовой адаптации
Надо отметить, что адаптация – процесс обоюдный: человек приспосабливается к новой для него организации, организация приспосабливается к новому для нее человека. И от того, насколько гладко пройдет этот процесс, во многом зависит дальнейшая производительность как нового сотрудника, так и его коллег.
Успешная адаптация работника зависит от организационных и профессиональных факторов, среди которых - объективная оценка деловых качеств работника, профессиональная ориентация работников, благоприятные условия труда, совершенный механизм управления персоналом и др. Адаптивные возможности человека закладываются еще в детстве, в частности в процессе формирования его личности, в общении с разными людьми и группами, во время приобретения опыта успешного/ неуспешного поведения в непривычных обстоятельствах. Успешность профессионального самоопределения создает базу для установления равновесия между возможностями будущего работника и требованиями профессии, между ценностными ориентациями субъекта выбора профессии и особенностями конкретной профессиональной среды.
Очень часто случаются ситуации, когда человек нашел хорошую работу, прошел собеседование, но ему сложно закрепиться в коллективе. Считается, что у него проблемы с адаптацией к новому месту работы.
В зависимости от того, имел ли работник уже опыт работы, выделяют два направления адаптации:
– первичная, то есть приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (преимущественно в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
– вторичная, то есть приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (которые обычно меняют сферу деятельности или продвигаются по карьерной лестнице).
Как правило, при приеме на работу потенциальный работник уже знает требования к его профессиональной деятельности, имеет определенные теоретические знания, которые подтверждены дипломом, иногда и опыт, приобретенный на предыдущем месте работы, ознакомлен с должностной инструкцией. Вопросы на собеседовании тоже помогают в большей степени осознать содержание и особенности профессиональной деятельности, которую будет осуществлять работник.
Кроме того, большинство организаций проводят для новых сотрудников обучение, устанавливают испытательный срок с четко указанными задачами и обязанностями. Поэтому профессиональная и организационная адаптации проходят для работников довольно легко.
Социально-психологическая адаптация
Совсем по-другому проходит социально-психологическая адаптация.
В первые рабочие дни работник проходит следующие психологические состояния: желание успешно пройти испытательный срок, стремление произвести позитивное впечатление и хорошо себя зарекомендовать, высокие ожидания и приток активности.
Одновременно человек испытывает тревожность, неуверенность в собственной профессиональной пригодности, страх во время общения с незнакомыми людьми, боязнь неприятия, потребность в уважении и поддержке. Как правило, все эти негативные ощущения связаны с низкой самооценкой.
Чтобы ее повысить, личности нужно работать над собой и выполнять следующие рекомендации: никогда не сравнивать себя с другими; прощать себе неудачи, перестать ругать себя и упрекать; повысить самооценку помогут положительные утверждения: «все будет хорошо», «у меня все получится», «я это смогу»; нужно общаться с позитивными и уверенными в себе людьми; не зацикливаться на критике; полезно создать список своих достижений; верить в себя. Если человек сам в себя не верит, то почему в него должны верить другие? найти себе хобби или увлечение, в котором удастся достичь успехов.
Основным фактором, который влияет на скорость и качество адаптации работника, является эмоциональный интеллект.
Менеджеры-практики часто употребляют выражение «Быть умным – совсем не значит быть успешным» или «Благодаря IQ вы оформляетесь на работу, благодаря EQ – делаете карьеру», то есть для успеха работнику важно разбираться в своих и чужих эмоциях и уметь контролировать их.
Одной из важных составляющих психологической адаптации нового работника является взаимодействие с руководителем, ведь именно руководитель решает, качественно ли выполняет работник профессиональные задачи, заслуживает ли он повышения по службе или не подходит для работы, не может преодолеть даже испытательного срока.
Поэтому важно уметь определять, какой стиль руководства использует и к какому типу руководителей относится будущий работодатель, как правильно общаться с руководителем, чтобы вызвать у него доверие и привязанность, как вести себя в конфликтных ситуациях и прочее.
Адаптация в трудовом коллективе является важной составляющей в карьере работника. Под психологической адаптацией понимают приспособление нового сотрудника к взаимоотношениям в коллективе, традициям, неписанным нормам и правилам, к стилю работы руководителя.
Успешность психологической адаптации работника зависит от его умения быть доброжелательным и справляться с собственными эмоциями, найти общий язык с руководителем и построить хорошие взаимоотношения в коллективе, быстро обучаться и быть уверенным в себе.
Заказать статью по менеджменту у экспертов биржи Студворк!
Комментарии