Данное исследование посвещено проблеме субкультуры битников, в первую очередь, имевшей материальное воплощение в поэтических текстах. Для успешного выполнения данной задачи представляется целесообразным:
- Во-первых, раскрыть суть феномена данной субкультуры, именно феномен субкультуры и культурные и социальные реалии США конца 1940-начала 1960 гг. являются теми экстралингвистическими факторами, которые сформировали дискурс данной субкультуры, поэтику «разбиого поколения».
- Во-вторых, необходимо раскрыть особенности, характерные для поэтики битников («разбитого поколения»), в том числе особенности применения метафоры, как литературного приема и метафоры в прагматическом (антропоцентрическом) понимании, наряду с другими особенностями этих текстов.
- В-третьих, раскрыть особенности применения метафор в конкретных текстах и сделать выводы по рассматриваемой теме.
Истоки субкультуры битников и культурная ситуация в США 1950 гг
Итак, историческими и культурными предпосылками для появления литературы «разбитого поколения» являются экономический рост США в конце 1940 — начале 1950 гг., а также политика «Холодной войны» между СССР и США (следует отметить тот факт, что метафора ядерной катастрофы, ряд метафор страха и стереотипы о России (СССР) являются одними из важных особенностей поэтики битников).
Что касается экономического подъема, обусловившего возможность формирования так называемого «общества потребления», то субкультура битников, как, в последствие и хиппи, являются, по мнению исследователей, пишущих о данных феноменах, стихийным протестом молодежи против потребительских, обывательских ценностей.
Кроме того: в отличие от хиппи, большинство битников (практически все) были молодыми интеллектуалами, происходившими из семей эмигрантов, за счет чего их несоответствие так называемому «американскому образу жизни» и образу «среднего американца» становилось особенно заметным.
Небезынтересным также является и тот факт, что источником субкультуры битников являлась, в первую очередь, американская студенческая среда, в первую очередь, гуманитарная, что, в свою очередь, обусловило высокий уровень образованности «разбитого поколения», именно поэтому среди аллюзий в битнических текстах зачастую присутствуют аллюзии к ряду культурных, философских, исторических образов, причем биники стремились противопоставлять себя американскому среднему классу, что также отразилось и в их дискурсе: использование «языка улицы», криминального арго, жаргонизмов, распространенных среди черных музыкантов-джазменов.
Именно проивопоставление себя американскому среднему классу стало также причиной особого образа жизни (путешествия автостопом, работа на «непрестижных» местах, таких как почта, пожарна охрана, археологические, или этнографические экспедиции, стремление к простым удовольствиям, отрицание «статусности», увлечение джазовой музыкой, «музыкой черных», а также интерес к восточным и индейским культурам, отрицание рационалистического, «технократического» подхода к жизни, употребление наркотиков, «расширяющих горизонты сознания») и соответствующего дискурса среди представителей этой субкультуры.
О роли Дзен (чань) буддизма в мировоззрении битников
В. Гришин в статье, посвещенной буддизму в творчестве битников (в первую очередь, особенно Керуака, Гинзберга, Снайдера и Ферлингетти, цитаты из которых также рассмариваются в настоящей работе) пишет:
« Битники хотели обрести утраченное западной культурой эпохи модерна «освящение» мира, найти сакральное не в далёкой божественной трансценденции и лишённой божественного начала автономной этике, «выродившейся» в современной культуре в «мораль», они видели в дзэн-буддизме способ достижения «примирения» с телом и его потребностями и с миром, а также оправдание своей иллюзии относительно возможности жить в абсолютной свободе, сбросив с себя как идею «вины» и греховности, так и отказавшись от возможности «включения» в управляемую технократами «систему процветания», основанную на двух китах: престижном потреблении и беспощадной борьбе с ближними и дальними за саму возможность войти в круг «избранных» потребителей.
Оценивая дзэнский, как сейчас модно говорить, культурный проект битников, российские и западные исследователи отмечают его глубоко двойственный характер. Как пишет исследователь рецепции японской дзэнской поэзии трехстиший — хайку в американской литературе середины ХХ века А. А. Долин: «если анализировать эту поэзию, ныне уже ставшей хрестоматийной классикой американской литературы, с позиций ортодоксального востоковедения, то иначе как чудовищной мешаниной её не назовёшь. однако художественная одарённость таких поэтов, как Лоуренс Ферлингетти, Аллен гинзберг, Джек Керуак, и социальный пафос протеста, заключённый в их “ориентально ориентированных” стихах, отчасти компенсирует поверхностное и зачастую превратное истолкование восточной культуры»
Итак, увлечение восточными кульурами в среде битников предполагало не только особый стиль поведения (что подразумевает принадлежность к субкультуре), но и буддистские духовные практики, «расширяющие сознание» наряду с наркотическими веществами, увлечение восточной литературой, чей культурный код и дискурс сформировали особый подход битников к поэзии, наряду с, как говорилось ранее, американской уличной культурой (в первую очередь, негритянской), это и стало причиной той особой поэтики, харакерной для битников.
Очевидно, что при наличии индивидуального стиля каждого автора, тем более, что одаренность большинства из них не может вызывать сомнений, тем не менее, в поэтике «разбитого поколения» присутствуют, как мы видим, общие лейтмотивы и образы, что и влияет на особенности поэтики “разбитого поколения”.
Идеи и основные представители субкультуры
Итак, особенностями мировоззрения битников являются неприятие пути западной цивилизации, особенно порожденного ей «общества потребления», образа жизни «средних американцев», альтернативой этому битники мыслили восточные культуры, религии (особенно буддистское мистическое направление «дзэн» (чань) и литературу (особенно японскую поэзию), культуру чернокожих (особенно это относится к музыке, именно джаз с его импровизацией является источником особой формы текста - «потока сознания», нередко текст строится по принципу джазовой композиции-импровизации, также в поэзии ряда биников (при том, что часть из них, к примеру П. Орловски, Диана ди Прима, сами были не только поэтами, но и музыкантами), следует отметить и тот факт, что в первой половине ХХ солетия наряду с джазовой музыкой возникает и джазовая поэзия, что породило, в свою очередь, традицию чтения-исполнения сихов под музыку, это также определило особенноси битнической поэтики, образ жизни и культуру американского «дна», в целом (этих «бродяг по призванию» в США называли «хиппстерами», они являются частыми персонажами битнической поэзии).
Все это и сформировало особый язык, дискурс, отличающийся импровизационным характером, «неправильной» (очевидно, с академической точки зрения) композицией, ориентацией, скорее на ассоциативное, чувственное восприятие, чем на интеллектуальное, что и обуславливает сложность, «многоэтажность» битнических метафор, как основного изобразительного средства и органической части субкультурного дискурса.
В дискурсе «разбитого поколения» широкое использование метафор.
— моносемические (с одним значением), что редко (к примеру метафора «ангелоголовые хиппстеры у А. Гинзберга, одного из лидеров “разбитого поколения”, или «Открытая книга своего босса» у Ферлингетти), или полисемичные значения (с несколькими значениями), что чаще.
Пример развернутой полисемичной метафоры, описывающей свободное поэическое творчество и ощущуения поэта:
«Я слышу музыку самого себя и записываю ее, чтобы никто не читал. Я передаю фантазии, когда они поют мне голосами Цирцеи. Я бываю среди народов самого себя и знаю все, что мне нужно знать».(“Peyote poem” Michael McClure)
Новаторство и особенности поэтики битников
Метафоры в творчестве битников чаще всего имеют сложную структуру, построенную на свободной импровизации (джазовая поэзия), они содержат в себе множество компонентов, часто понятных только посвященным, или самому автору, чаще всего метафоры становятся «украшением» произведения», импровизацией (как в джазовой композиции) при сравнительной простоте основной темы.
Метафоры — важный элемент потока сознания, основного художественного метода битников, чаще всего, строясь на ассоциациях, они порождают «цепочку» метафорических образов, нередко уводящих от основной темы, но при этом усложняющие и украшающие произведения (примеры: «Вопль», «Каддиш», «Америка» А. Гинзберга, «Бомба» Г. Корсо, «Нью-Йорк, Олбани» Л. Ферлингетти). Эти тексты практически полностью построены на «цепочках» из метафор и создаваемых за их счет образах.
Всегда хотели стать автором студенческих работ или планируете заказать реферат по истории?
Комментарии