Сказка фольклорная и литературная; особенности жанра

Содержание

  1. 1. Введение
  2. 2. Сказка фольклорная и литературная: общее и различия
  3. 3. Сказка и миф
    1. 3.1. Истинность
    2. 3.2. Историчность и вариативность сюжета
    3. 3.3. Актуальность или уникальность сюжета
    4. 3.4. Социальная/индивидуальная обусловленность поступков
    5. 3.5. Время и рок (судьба)
    6. 3.6. Функциональные цели
    7. 3.7. Завершение повествования
  4. 4. Разновидности сказок
  5. 5. Заключение
Срочно нужен реферат по литературе?
Обратитесь к экспертам Студворк
Вы можете и сами зарабатывать на выполнении учебных работ
Становитесь профессиональным автором

Введение

Под жанром художественной литературы, или фольклора принято подразумевать, очевидно, в самом общем смысле, совокупность художественных приемов, с помощью которых создается тот, или иной культурны феномен, в данном случае фольклорный, или литературный текст. В то же время понятие жанра, что подтверждает ряд лиетратуроведческих исследований, является гораздо более широким, поскольку затрагивает не только внешнюю сторону текста, но и его внутреннюю, идейно - содержательную сторону.

Что касается изучения жанров литературы, следует учитывать, что культура, словесное творчество в том числе имеет коммуникативную функцию. Суть этой функции в том, что при обмене информацией всегда участвуют две стороны: субъект коммуникации, то есть тот, кто передает и объект, тот, кто воспринимает текст и создает на его основе вторичный текст.

Таким образом, при изучении и классификации жанров литературы и раскрытии, связанно с ними проблематики, немаловажным представляется не только как написано произведение, о чем текст, но и для кого и как воспримет читатель.

Жанр литературного, или фольклорного произведения пределяет не только его формальную (внешнюю) сторону, но и внутреннюю, идейно – содержательную, а также при определении жанра и исследовании этого феномена важное место занимает коммуникативный аспект в тексте.

Обратите внимание

При этом следует не забывать, что жанр и система жанров в литературе, равно, как и в фольклоре, является “живой”, развивающейся системой: различные жанры переживают становление, расцвет, эволюцию, какие-то из жанров изменяются полностью относительно изначального своего состояния, как, к примеру, жанр романа,или, что тоже возможно, исчезают из литературного процесса.

Сказка является одним из наиболее архаичных жанров, при этом ряд ее признаков остается неизменным, также важно и то, что сазка часто является синтетическим жанром, то есть способна сочетать в себе элементы других жанров словесного творчества.

Сказка фольклорная и литературная: общее и различия

В настоящее время в литературоведении четко разделяют сказку фольклорную и литературную (авторскую).

Литературная сказка отличается от фольклорной тем, что имеет конкретного автора и закреплена на бумаге, из-за чего не обладает множественными вариациями. Многие писатели обращались к жанру сказки, чтобы выразить свои нравственные идеи и донести их до детей. Впрочем, не всегда сказка ориентирована на юную аудиторию – порой именно взрослые могут обнаружить в ней истинный, глубинный смысл. К самым известным зарубежным авторам-сказочникам относятся: Братья Гримм; Вильгельм Гауф; Ганс Христиан Андерсен; Шарль Перро; Эрнст Гофман.

Именно со сказок большинство юных читателей начинает своё знакомство с литературой. Сложно найти человека, который в детстве не читал «Спящую красавицу», «Золушку», «Красную шапочку», «Кота в сапогах» и многие другие легендарные произведения Шарля Перро.

Все знакомы с сюжетом «Бременских музыкантов» Вильгельма и Якоба Гриммов. Каждый читал «Щелкунчика» и «Песочного человека» Эрнста Гофмана, и вряд ли кто-то в детстве пропустил чтение «Маленького мука» и «Карлика Носа» Вильгельма Гауфа. Что и говорить о «Принцессе на горошине», «Дюймовочке», «Стойком оловянном солдатике» и многих других сказках каждого ребёнка.

Итак

Сказка представляет собой ядро жанровой системы в детской литературе, это обуславлтвает тот факт, что в детской литературе существует большое количество синтетических жанров: сказочная повесть (серия книг Дж. К. Роуллинг о Гарри Поттере, книги Туве Янсен о муми-троллях, “Малыш и Карлсон”, “Пеппи Длинный чулок” А. Линдгрен, “Алиса в стране чудес” и т.д.), роман-сказка (“Хоббит, или туда и обратно” Дж. Р.Р. Толкиена), сказочная драматургия (Е. Шварц “Тень”, “Дракон”, “Обыкновенное чудо”).

Сказка и миф

Многие исследователи, в том числе и в настоящее время склонны полагать, что в основе сказки лежит гораздо более древний фольклорный жанр – миф. Говоря об отличии мифа от сказки, мы должны понимать, что самым важным различием является отношения рассказчика к событиям, о котороых идет речь.

События в мифе, происходящие в особом (сакральном, в отличие от профанного, то есть обыденного времени и пространстве) мыслятся, как реальные и потому миф тесно связан с ритуалом, то есть воспроизведением (актуализацией) сакрального мифологического прошлого, когда либо, по мнению носителя мифологического сознания, имевшего место быть.

В случае же со сказкой рассказчик знает, что речь идет о полностью вымышленных событиях и потому сказка не несет в себе сакральной функции, а только эстетическую, развлекательную.

Сказка обычно трактуется как явление чисто художественное, а в мифе неразличимы элементы бессознательно-поэтические, зачатки религиозных и донаучных представлений, часто имеются следы связи с ритуалами.

Семантика мифа многослойна, любое событие и противопоставление в нем имеет параллельные значения на
космологическом, природном, экономическом, социальном и других уровнях.

Истинность

Миф предлагает актуальную веру в истинность происходящего. Истинность сказки не принципиальна. Отсюда важнейшее отличие сказки от мифа – ее игровая метафоричность.

Историчность и вариативность сюжета

Миф маловариативен в своем сюжете. Сказка допускает как редукцию сюжета, так и его расширение.

Актуальность или уникальность сюжета

Миф описывает уникальные события, которые были один раз с конкретными персонажами. В мифе важен характер и герой. Сказка предлагает метафорическое описание того, что может случиться с каждым. В сказке имена условны.

Социальная/индивидуальная обусловленность поступков

В мифе поведение героя обусловлено его характером и некоторыми обстоятельствами. В сказке поведение персонажа в наибольшей степени обусловлено социальной моделью, верной или неверной, что всякий раз дидактически раскрывается для аудитории.

Время и рок (судьба)

Миф как уникальное событие уже существует во времени, в прошлом или настоящем (так называемом мифологическом времени), и оно неизменно. Сказка случается в момент повествования. Она
способна разворачиваться постепенно и неожиданно

Функциональные цели

Для мифа функцией является описание мира и тех, кто в нем имеет смысл. Сказка всегда рассказывает немного про читающего/слушающего и тех, кто рядом с ним. Она — про мир внутренний.

Завершение повествования

Миф заканчивается произвольно. Сюжет может быть продолжен в другом мифе про этого же, или иного героя. Для сказки характерен или счастливый («я там был, мед пиво пил…), или иной, но логически обоснованный конец повествования.

!ЭТО ВАЖНО!

Как для мифа, так и для сказки характерна, как правило, совокупность повторяющихся мотивов, имеющих чаще всего архаичную природу.
Под мотивом подразумевается неделимая схема развития событий, к примеру, мачеха ненавидит падчерицу и дает ей невыполнимое задание.

По мере генезиса мотива он может «обрастать» новыми чертами, компонентами, к примеру, может варьироваться количество заданий, способы их выполнения, количество «чудесных помощников» и т. д.

!ЭТО ВАЖНО!

Сюжет представляет собой синтез нескольких мотивов, объединяющих их в связное повествование, объединяющие несколько сюжетных линий.

Разновидности сказок

Фольклорная сказка включает несколько жанров (по другой классификации — жанровых разновидностей одного жанра сказки). В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В «Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданном на основе указателя Аарне, в котором систематизирована европейская, а потом, в последующих редакциях, Стита Томпсона (см. Указатель сюжетов фольклорной сказки), сказка народов мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора:

  1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
  2. Волшебные сказки.
  3. Легендарные сказки.
  4. Новеллистические (бытовые) сказки.
  5. Сказки об одураченном чёрте.
  6. Анекдоты.
  7. Небылицы.
  8. Кумулятивные сказки.
  9. Докучные сказки.

Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанра «Бытовые сказки» две жанровые разновидности: новеллистические и анекдотические сказки. Анекдотические сказки вбирают в себя сюжеты из группы «Сказки об одураченном чёрте», многие сюжеты, отнесённые к анекдотам, некоторые сюжеты, включённые в раздел новеллистические сказки, и некоторые сюжеты, причисленные к волшебным сказкам.

В повествовательном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между жанрами. Так, легендарная сказка может совмещать признаки сказки и легенды, а прозаические переделки былин могут быть отнесены в особую жанровую группу «Богатырская сказка». Изменение отношения к действительности носителей фольклора изменяет принадлежность повествования к тому или иному фольклорному жанру.

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Жанр, именно волшебной сказки, подробно изученный В.Я. Проппом предполагает наличие определенных канонов в сюжете и системе образов: В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами.

Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Что же касается персонажей, то в фольклорной волшебной сказке набор их и исполняемых ими функций также ограничен жанровыми особенностями волшебной сказки: Функции распределяются среди семи персонажей: антагониста (вредителя), дарителя помощника царевны или её отца отправителя героя ложного героя. Пропп создает т. н. метасхему волшебной сказки, состоящей из 31 функции. Мелетинский Е. М., продолжая за Проппом исследование по жанровому определению волшебной сказки, объединяет пропповские сказочные функции в крупные структурообразующие единицы для того, чтобы точнее дать жанровое определение волшебной сказке.

Заключение

Итак, в результате анализа жанра сказки и его разновидностей, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Сказка – один из наиболее архаичных жанров, она тесно связана с мифологией, но в отличие от мифа имеет развлекательную, эстетическую функцию, по сравнению с мифом, эпосом, дидактическая и когнитивная функции в сказке вторичны относительно эстетической.

  2. Сказка является изначально вымышленной историей, в силу своей основной функции, и субъект коммуникации (рассказчик, автор) и ее объект (слушатель, читатель) осознают, что история (сказка) является вымышленной.

  3. Сказка – синтетически жанр, она может как включать в себя элементы более мелких фольклорных жанров (заговор, песня, различные формулы зачина,концовки и т.д.), так и быть совмещенной с другими жанрами: сказочная повесть, роман – сказка и т.д.

  4. Сказка фольклорная – продукт устного народного, то есть коллективного творчества, что подразумевает ее вариативность, литературная сказка имеет конкретного автора и форму письменного текста.

  5. За счет своей эстетической функции сказка отличается от мифа при их внешнем формальном сходстве, однако основные сюжетные элементы в сказке и мифе реализованы по разному.

  6. Разновидности сказок имеют также мифологическую основу.

  7. Список сказочных сюжетов ограничен: выделяют сказки о животных, связанные с мифом о тотеме, животном – покровителе, волшебные сказки, связанные с обрядом инициации, также объясняющие структуру мироздания как и в ряде мифов, новелистические, бытовые, аанекдотические сказки, иногда выделяют отдельную группу: “сказки об одураченном черте”, эти сказки часто лишены фантастического элемента, они связаны с мотивом проделок ловкого хитреца (“трикстера”), также имеющим мифологическую основу.

Сказка – ложь, да в ней намек, – добрым молодцам урок

Это высказывание Пушкина, известное нам с детства наиболее адекватно отражает роль сказки, как “живого” в том числе и в современном мире жанра.

Не можете выполнить задание по Литературе?

Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки. Опубликуйте свой заказ прямо сейчас!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир