«Портрет Дориана Грея» – роман о самом высоком значении искусства в жизни людей. Вместе с тем, произведение Уайльда написано о герое, имя которого стало нарицательным. Нестареющий Дориан Грей долгое время живет как в оригинальном романе, так и в постановках, современных литературных версиях на тему невероятной юности, красоты.
Тема вечной молодости будоражит человечество едва ли не с тех пор, как оно появилось. И философы, и учёные годами пытаются разгадать этот секрет. А это значит, что тема, раскрытая британским писателем несколько веков тому, сохраняет свою актуальность.
Но актуален ли сегодня сам герой, который и похож, и одновременно не похож на всех остальных? Я считаю, что да, и хочу подтвердить это идеями из романа.
Выходящий за рамки
Мистер Дориан Грей — прежде всего индивидуалист. Сейчас много таких людей, которые находятся в обществе, и в то же время — вне его.
Быть не таким, как толпа — не плохо для мыслящей личности, иметь свою точку зрения, выделяться, не вредя остальным.
Но в наше время замечаешь, что эпатаж бывает за гранью здравого смысла. Это же есть в образе героя: после самоубийства Сибиллы Дориан посещает оперу, убив Бэзила Холлуорда – обращается к стихам Готье.
Так автор воплощает идею восприятия человека исключительно через искусство и личные удовольствия. Герой создает философию гедонизма, побуждающую к познанию без результатов, плодов, без их нравственной оценки.
То есть — просто наслаждаться каждым моментом жизни. Опасность — в том, что искренняя, чистая радость подменяется вседозволенностью: «я так поступаю, потому что я так хочу».
Роковая зависимость
Персонаж Уайльда актуален и сегодня, потому что эгоизм становится едва ли не нормой поведения. Также одна из составляющих трагедии главного героя — пресыщение. Узнав все, что было можно и нельзя, он утратил вкус к жизни, которая ценна сама по себе.
Ведь человек, когда ему всегда мало, никогда не будет доволен. Так и сегодня — многие гонятся за деньгами, статусом и удовольствиями, не думая о том, настоящие ли это ценности.
Обманутый подобным образом Дориан становится зависим от своего портрета. Герой не способен надолго покинуть свое жилище: боится, что кто-то может разгадать его тайну, увидев изменившуюся картину. Сначала герой с триумфом наблюдает за трансформацией своей внешности на портрете, но затем — приходит в трепет от своего же изображения.
Принимая, что портрет меняется вместо него, герой почувствовал себя безнаказанным и решил рассматривать творение художника как то, что подчинено ему, Дориану. Но лорд Генри Уоттон в своей соблазнительной теории умолчал о том, что порок губит красоту, накладывая на внешность человека нечто невидимое, но страшное. Для наслаждения, все же, нужна чистая совесть.
Теперь красота — черная метка в судьбе героя: никто не верит в раскаяние Дориана Грея, ведь он по-прежнему красив. А значит — и безупречен. Но это не так. Текст романа как бы говорит следующее: красиво плыви по поверхности — и некрасиво сгинешь в глубине.
Лишив жизни Бэзила Холуорда, герой преступает черту, оттого и преступник. Вонзая нож в портрет, он пытается «отрезать» свою совесть – и гибнет сам.
Трагедия совершенства
Прозванный «принцем парадоксов», Уайльд, вопреки собственной эстетической системе, не только показал личностный кризис своего героя, но и привел его к наказанию.
Это говорит о том, что красота, совершенство не могут оправдать зла. И брать от жизни все, согласно современным принципам — значит, перестать быть человеком.
Таким образом, герой Уайльда остается актуальным, потому что учит духовному восприятию жизни — бездуховное, так или иначе, приводит к трагическому финалу.
Хотите заказать статью-сочинение по другой теме или предмету? Смело обращайтесь за помощью к профессиональным экспертам Студворк!
Комментарии