Религиозные мотивы у Северянина и Пастернака
Православие всегда отличалось значительным влиянием на область отчественной литературы, особенно в XVIII-XIX столетиях. Религиозная тематика, библейские мотивы стали частью лирического наследия той поры. Священное писание стало богатейшим средоточием символов для творцов серебряного века русской культуры, как отметил современный литературовед М.Л.Гаспаров . Аргументы можно привести к тому, что на рубеже веков авторы пытались обрести себя и суть бытия, вместе с тем творчески преображая этот смысл. Образно говоря, новый человек искал обновленного духовного убежища. Культура, обратившаяся к восточной философии, мистицизму и самосозерцанию, придала творчеству пророческие черты.
Таким образом, раскрывая острые жизненные проблемы, литературная деятельность стала подвигом, ошельничеством и – мученичеством.
Эго и Высшая мудрость
Поэт Игорь Северянин был основателем направления «эгофутуризм». Лирика поэта также ориентирована символизм, импрессионизм и футуризм. Феномен этой личности в русской литературе, истории поэзии, культуре выявляет один из оригинальных сплавов творчества, что происходило через использование так называемого «скрещенного языка», введения лексических неологизмов, новыми поэтическими формами и синтаксическим строением стиха.
было поразить читателей.
Мотивность Северянина восходит к наследию Бодлера, Верлена, Фофанова, Апухтина, Сологуба, творчеству Мирры Лохвицкой, которой он посвящал стихи .
Предметом исследования в настоящей работе является стихотворение «Высшая мудрость». Оно доказывает, что тип художника и поэта у Северянина относится к Эгобогу, властителю мира. «Эго» - это «я», и буквально в своём стихотворении автор говорит:
Такое вот четырехкратное «я» и чисто северянинские глагольные образования: изжелал, отмолодал. Всё в высшей степени. Герой обретает и вновь утрачивает свои пути, приходит к мнению, что мысль — суетна, а мечта — свята, что нужно просить прощения и прощать, жить творчеством, и, на фоне такой возвышенности, парадоксально, страстями: «Внемли страстям! природе! винам! Устраивай бездумный пир!» , славь мир «на языке орлином».
читатель приходит к пониманию всестороннего восприятия жизни, к ощущению свободы, но бог, к которому подводит автор, скорее языческий, а не христианский. Поэт осознает бренность бытия, говоря «на время», но не призывает к покаянию либо смирению, а именно — к полноте существования. Это — пример философско-личной лирики, что аргументируется темой текста, тем, как он построен: от первого лица, как послание к другу, что подтверждает посвящение (Петру Ларионову).
Учись прощать
Борис Пастернак в своём тексте «Учись прощать» поднимает тему прощения, как силы, одоляющей злое: «Зло побеждай святым лучом добра» .Умение прощать несет радость: «В прощенье радость скрыта. Великодушье лечит, как бальзам» . Чтобы более рельефно представить свои мысли, поэт противопоставляет два понятия: прощение и не прощение.
Текст выстроен так, что в нем, вместе с главным словом «прощение» слпряжены главные духовные понятия: «добро», «душа», «любовь», «сила», «сущность», «радость», «великодушие». А с понятием «не прощение» связаны слова и выражения «зло», «обида», «чаша горьких слёз», «доброта выжжена», «бессилье», «камни», то есть, слова негативной семантики.
— образец назидательной христианской лирики, отличающийся религиозной образностью.
Пастернак упоминает «Христос», «Голгофская заря», «кровь на Кресте». Об этом также говорят императивы в построении текста: «иди», «учись», «молись». И только через прощение можно приблизиться к Богу, это — естественное состояние, как есть, пить, дышать. Автор стихотворения дважды применяет слова «вся»: «всей душой», «всей сущностью», тем самым говоря о всецелом прощении.
Стихотворение завершается фразой «Умей прощать, чтоб ты прощён был сам!», что созвучно словам из Евангелия от Матфея: **«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» **. Таким образом, не простив другого человека (и себя), Царства Божия не достичь.
Ищите биржу студенческих работ для работы или хотите заказать эссе по литературе?
Комментарии