Анализ стихотворений Северянина и Пастернака

Содержание

  1. 1. Религиозные мотивы у Северянина и Пастернака
  2. 2. Эго и Высшая мудрость
  3. 3. Учись прощать
Хотите стать автором студенческих работ и стать фрилансером?
Регистрируйтесь на Студворк!
Хотите заказать эссе по литературе, но не знаете где?
Обратитесь к экспертам Студворк

Религиозные мотивы у Северянина и Пастернака

Православие всегда отличалось значительным влиянием на область отчественной литературы, особенно в XVIII-XIX столетиях. Религиозная тематика, библейские мотивы стали частью лирического наследия той поры. Священное писание стало богатейшим средоточием символов для творцов серебряного века русской культуры, как отметил современный литературовед М.Л.Гаспаров . Аргументы можно привести к тому, что на рубеже веков авторы пытались обрести себя и суть бытия, вместе с тем творчески преображая этот смысл. Образно говоря, новый человек искал обновленного духовного убежища. Культура, обратившаяся к восточной философии, мистицизму и самосозерцанию, придала творчеству пророческие черты.

Таким образом, раскрывая острые жизненные проблемы, литературная деятельность стала подвигом, ошельничеством и – мученичеством.

Эго и Высшая мудрость

Поэт Игорь Северянин был основателем направления «эгофутуризм». Лирика поэта также ориентирована символизм, импрессионизм и футуризм. Феномен этой личности в русской литературе, истории поэзии, культуре выявляет один из оригинальных сплавов творчества, что происходило через использование так называемого «скрещенного языка», введения лексических неологизмов, новыми поэтическими формами и синтаксическим строением стиха.

Целью автора

было поразить читателей.

Мотивность Северянина восходит к наследию Бодлера, Верлена, Фофанова, Апухтина, Сологуба, творчеству Мирры Лохвицкой, которой он посвящал стихи .

SIjQ3KfRld4.jpg

Предметом исследования в настоящей работе является стихотворение «Высшая мудрость». Оно доказывает, что тип художника и поэта у Северянина относится к Эгобогу, властителю мира. «Эго» - это «я», и буквально в своём стихотворении автор говорит:

Без названия.jpg

Такое вот четырехкратное «я» и чисто северянинские глагольные образования: изжелал, отмолодал. Всё в высшей степени. Герой обретает и вновь утрачивает свои пути, приходит к мнению, что мысль — суетна, а мечта — свята, что нужно просить прощения и прощать, жить творчеством, и, на фоне такой возвышенности, парадоксально, страстями: «Внемли страстям! природе! винам! Устраивай бездумный пир!» , славь мир «на языке орлином».

В итоге

читатель приходит к пониманию всестороннего восприятия жизни, к ощущению свободы, но бог, к которому подводит автор, скорее языческий, а не христианский. Поэт осознает бренность бытия, говоря «на время», но не призывает к покаянию либо смирению, а именно — к полноте существования. Это — пример философско-личной лирики, что аргументируется темой текста, тем, как он построен: от первого лица, как послание к другу, что подтверждает посвящение (Петру Ларионову).

yIJNCEulwHU.jpg

Учись прощать

Борис Пастернак в своём тексте «Учись прощать» поднимает тему прощения, как силы, одоляющей злое: «Зло побеждай святым лучом добра» .Умение прощать несет радость: «В прощенье радость скрыта. Великодушье лечит, как бальзам» . Чтобы более рельефно представить свои мысли, поэт противопоставляет два понятия: прощение и не прощение.

Текст выстроен так, что в нем, вместе с главным словом «прощение» слпряжены главные духовные понятия: «добро», «душа», «любовь», «сила», «сущность», «радость», «великодушие». А с понятием «не прощение» связаны слова и выражения «зло», «обида», «чаша горьких слёз», «доброта выжжена», «бессилье», «камни», то есть, слова негативной семантики.

«Учись прощать»

— образец назидательной христианской лирики, отличающийся религиозной образностью.

o1KjUzFi1mo.jpg

Пастернак упоминает «Христос», «Голгофская заря», «кровь на Кресте». Об этом также говорят императивы в построении текста: «иди», «учись», «молись». И только через прощение можно приблизиться к Богу, это — естественное состояние, как есть, пить, дышать. Автор стихотворения дважды применяет слова «вся»: «всей душой», «всей сущностью», тем самым говоря о всецелом прощении.

Стихотворение завершается фразой «Умей прощать, чтоб ты прощён был сам!», что созвучно словам из Евангелия от Матфея: **«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» **. Таким образом, не простив другого человека (и себя), Царства Божия не достичь.

jdw0u3LeMrg.jpg

Ищите биржу студенческих работ для работы или хотите заказать эссе по литературе?

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир