Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Став отражением быта, обычаев, нравов, горестей и стремлений русского крестьянства, поэма «Кому на Руси жить хорошо» по праву входит в число шедевров русской литературы. Произведение является результатом кропотливой работы, которая длилась двадцать лет. Можно с уверенностью сказать, что это – полная лирики и трагизма картина народной жизни, в которую автор вложил все свои силы и надежды.
–главный вопрос, который волнует семерых мужиков – жителей деревень с красноречивыми названиями «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож…», которые сошлись «на столбовой дороженьке».
У каждого из них – свое мнение, которое они так горячо отстаивают, что вначале спорят, а потом и дерутся, да так, что «весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими, И гадами ползущими, - И стон, и рев, и гул!» Филины, ворон, сова, даже корова и лиса были привлечены этим побоищем. Эхо повсюду разносило шум. Причем автор отмечает: **« И вправду: сами спорщики едва ли знали, помнили – о чем они шумят…» **И здесь, на мой взгляд, сразу можно отметить несколько интересных символических деталей, которые раскрывают замысел поэмы: переполох в лесу – это ситуация после крепостной реформы, эхо – намек на то, что «шум», то есть народное недовольство, обязательно охватит всю страну, то, что спорящие не знают и не помнят, о чем шумят, означает, что есть проблема, но нет понимания того, как она возникла.
В поиске этого осознания герои, получив помощь от волшебной пеночки, отправляются в странствие, чтобы узнать, кому же, все-таки, живется на Руси хорошо. Но в процессе чтения приходит понимание того, что все на Руси – несчастны. Так, поп, которого мужики встретили первым, говорит: «Сбирай мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о святой. Крестьянин сам нуждается, И рад бы дать, да нечего…». Из дальнейшего разговора становится ясно, что ни особого материального, ни душевного благополучия у попа нет. Не так, как на картине Василия Перова «Поп пьет чай».
Дальше мужики попадают на ярмарку и ночью видят, что «Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные. И стоном стон стоял!»; народ на ярмарке разный, но всех объединяет духовное запустение. Люди теряют способность и желание жить по-человечески, а значит – и хорошо.
Помещик Оболт-Оболдуев рассказывает о своем прежнем благополучии, а затем, заслышав погребальный звон, восклицает:
что замысел поэмы состоит в том, чтобы показать: никто на Руси не знает счастья, и случилось так потому, что нельзя нарушать закономерную связь, которая состоит в том, что хорошая жизнь одного человека зависит от поведения другого.
Крестьянство всегда было той силой, которая обеспечивала пропитание и прочие блага другим социальным слоям. Пренебрежение к народу, его нуждам, потребительськое отношение к нему, привело к тем печальным последствиям, которые описаны в поэме. Со временем, видя выход из создавшегося положения в самопожертвовании, служении своему народу, автор изменил замысел произведения, воплотив свою идею в образе Гриши Добросклонова – народного защитника, чье счастье – это счастье всего народа.
Примечательно, что фамилия этого героя, Добросклонов, подчеркивает, на мой взгляд, мысль Некрасова о том, что главное – склоняться к добру, причем, к добру не только для себя лично, но и к общему для всех.
Некрасов выстрадал замысел своего творения, так же, как русский народ выстрадал свое право на лучшую жизнь. Современному читателю некоторые мысли автора могут показаться утопией , однако его поэма остается удивительно актуальной и в наши дни. К сожалению, отношения, основанные на потреблении, процветают и сейчас, многие социальные проблемы остаются такими же острыми. Поэтому поэма «Кому на Руси жить хорошо» призвана оставаться хорошим уроком для мыслящих людей, напоминая о том, что хорошая жизнь, во всех лучших ее проялениях, зависит от каждого из нас.
Почему Некрасов дает Матрене Тимофеевне вести повествование о себе самой?
– один из самых ярких в поэме «Кому на Руси жить хорошо.» На мой взгляд, в этом образе автор воплотил свое видение самой Руси: какой она была, что пережила, какой стала?.. Так, о своей жизни до замужества Матрена Тимофеевна говорит: «Отец, поднявшись до свету, будил дочурку ласкою, а брат веселой песенкой…» Мать также берегла дочку, но словно предвидела ее горькое будущее: « В чужой семье – недолог сон!» Матрена росла счастиливо и привольно, работы не боялась, но никто ее ни к чему не принуждал.
А выйдя замуж, хотя и по любви, она словно попала в кабалу: «Семья была большущая, сварливая…Попала я с девичьей воли в ад!» Действительно, Матрена Тимофеевна должна была все терпеть, молчаливо угождать всем членам семьи мужа. Только горячо любимый сын Демушка да мудрый старик Савелий скрашивали ее одиночество.
Но случилось горе: старый Савелий не досмотрел за младенцем, которого матери не позволили взять с собой, и ребенок умер. Не считаясь с ее чувствами, доктор произвел вскрытие тела при обезумевшей от горя Матрене: «Из тоненькой пеленочки повыкатали Демушку, И стали тело белое терзать и пластовать…» Боль от этой утраты навсегда оставила след в ее душе. Потом она говорила Савелию, что дойдет и до царя. «Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правды не найти…» « -Ты – крепостная женщина!- Савельюшка сказал.»
Как здесь не вспомнить о России, которая так часто теряла своих детей, зависела от чужой власти?.. Позднее приходит страшный, голодный год, мужа Матрены Тимофеевны забирают в солдаты. Она остается без всякой защиты, почти без средств к существованию, дети ее вынуждены побираться. Через какое-то время Матрена видит на площади своего мужа, Филлиппа, и, чтобы того снова не увели от семьи, обращается за помощью к некой барыне, как оказалось – губернаторше Елене Александровне. Все разрешается более-менее хорошо, у Матрены Тимофеевны появляется сын, а потом – еще дети, но душевный надлом ее не прошел: «По мне - тиха, невидима, Прошла гроза душевная…» - говорит она. Все пережитые обиды и горести словно перегорели в ней. «Ключи от счастья женского», по мнению Матрены Тимофеевны, не найдет и сам Бог.
Остается только восхищаться талантом автора, который в поэтической, лаконичной форме сумел показать судьбу не только русской женщины, но и своей страны. Ведь символически период «до замужества» можно обозначить, как тот, что был до реформы, когда Русь была счастливой, цветущей и свободной, период «в замужестве» - как тот, что наступил после реформы: Русь перестала быть вольной, ее стали преследовать лишения.
Таким образом, давая Матрене Тимофеевне вести повествование о себе самой, Некрасов устами этой героини представляет свою многострадальную Родину.
Ищите онлайн-сервис помощи студентам для работы или планируете заказать эссе по литературе?
Комментарии