Алексей Константинович Толстой (1817-1875 гг.) – выдающийся поэт, прозаик и один из видных классиков русской литературы XIX в.
Творческое наследие А.К. Толстого обширно и представлено литературой самых разных жанров. Из-под его пера вышли немалое количество стихотворений, поэм, пьес, бытовых и исторических романов, а также юмористических и фантастических произведений.
Стихотворения, баллады и поэмы
С 1840-х годов А.К. Толстой начал регулярно уделять время для творческой деятельности. Его первыми работами в литературе стали многочисленные стихи и баллады, которые тепло принимались известными критиками.
Поэзия А.К. Толстого, претерпев с течением времени существенную эволюцию, обрела собственные стилистические особенности и разнообразное лирическое содержание.
В творчестве А.К. Толстого среди немалого количества баллад и стихотворений в качестве наиболее заметных можно выделить следующие:
- «Василий Шибанов» (1840 г.);
- «Бунт в Ватикане» (1864 г.);
- «Чужое горе» (1866 г.);
- «Илья Муромец» (1871 г.);
- «Канут» (1872 г.).
Среди огромного числа выдающихся поэм, принадлежащих перу А.К. Толстого, можно отметить такие как:
- «Грешница» (1858 г.);
- «Иоанн Дамаскин» (1859 г.);
- «Алхимик» (1867 г.);
- «Сон Попова» (1873 г.);
- «Портрет» (1874 г.);
- «Дракон» (1875 г.).
Именно в качестве поэта А.К. Толстому успешно удалось создать яркие образцы любовной лирики, ставшие в дальнейшем классическими для русской поэзии.
Поэзия А.К. Толстого получила настолько широкую известность, что спустя время ряд лирических стихотворений и поэм автора были успешно положены на музыку известными русскими композиторами среди которых были П.И. Чайковский, Ц. Кюи, С. Рахманинов, А. Гречанинов, М. Балакирев, М. Мусоргский и др.
Драматургия
В истории русской литературы А.К. Толстой оставил заметный след не только как поэт, но и как талантливый драматург. Ему принадлежали следующие пьесы:
- «Фантазия» (1850 г.);
- «Дон Жуан» (1862 г.);
- «Смерть Иоанна Грозного» (1865 г.);
- «Царь Фёдор Иоаннович» (1868 г.);
- «Царь Борис» (1870 г.);
- «Посадник» (1871 г.).
Дебют А.К. Толстого в качестве драматурга произошёл в 1850 г. и был сопряжён с публикацией им первой пьесы, получившей название «Фантазия».
«Фантазия» была произведением актуальным и злободневным. В ней автором талантливо высмеивается убожество и пустота репертуара современного русского театра, остроумно пародируются, доводятся до бессмысленного абсурда бессодержательные и ничтожные по значению водевили, наполнявшие и олицетворявшие русскую сцену.
Для А.К. Толстого следующим произведением в жанре драматургии стала пьеса под названием «Дон Жуан» (1862 г.), которая была также первым драматическим произведением во всём творчестве писателя.
Интерес автора к фигуре Дон Жуана не случаен. А.К. Толстой взглянул на него по-новому и изобразил Дон Жуана как скептика и авантюрного искателя идеала; человека, ищущего любовь, но не находящий её и оттого разочаровывающийся во всём.
Центральное место в драматургии А.К. Толстого занимает трилогия, объединившая в себе такие пьесы как «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».
В данной драматической трилогии А.К. Толстым представлены трагические события русской истории рубежа XVI-XVII веков − трех эпох царствования трех русских монархов, кардинально различных по своим убеждениям и личным характерам.
Первая часть трилогии «Смерть Иоанна Грозного» рисует несколько последних дней жизни царя Ивана IV, в которые очевидным становится тот пагубный и гибельный путь, по которому шло управляемое Грозным русское государство.
Во второй части трилогии, трагедии «Царь Федор Иоаннович», изображается оживление, которое начинается в стране после смерти Грозного.
Последнее произведение цикла «Царь Борис» логически завершает трилогию А.К. Толстого. Образ Бориса Годунова является одним из центральных во всех трех пьесах. В завершающей части трилогии Толстой представляет царя Бориса уже не просто талантливым честолюбцем, а выдающимся политиком, западником, предшественником Петра I.
Последняя пьеса А.К. Толстого под название «Посадник», действия которой разворачивались в Великом Новгороде XIII столетия не увидела свет.
«Посадник» при жизни автора не была закончена и в сохранившихся до наших дней записях и черновиках она была оборвана в кульминационном моменте действия и не имела концовки.
Проза
В прозе А.К. Толстого уместно упомянуть и отметить следующие произведения:
- «Упырь» (1841 г.);
- «Амена» (1846 г.);
- «Князь Серебряный» (1862 г.).
«Упырь» − готическая повесть А.К. Толстого и его литературный дебют в качестве прозаика. Была издана им в 1841 году под псевдонимом Краснорогский. Содержит в себя, присущие готической литературной традиции, элементы мистики и чертовщины. Несмотря на явную готическую направленность, в «Упыре» автором успешно внедрены комедийные и фантастические элементы.
Подобные традиции продолжаются в следующем произведении писателя под название «Амена», где также как в «Упыре» имеют готические элементы, а именно путешествие в потусторонний мир.
По сравнению с предшествующими произведениями историческая основа «Амены» заметно углубляется. А.К. Толстой в рамках нового произведения обращается к очень сложному, во многом трагическому и переломному времени в античной истории: к эпохе формирования и становления раннего христианства.
Одним из главных прозаических произведений А.К. Толстого стал роман «Князь Серебряный», над созданием которого писатель работал более 10 лет. «Князь Серебряный» имеет классическую линейную композицию и был написан в относительно новом для русской литературы жанре исторического романа
В рамках литературного произведения «Князь Серебряный» личная драма главных героев разворачивается на фоне деспотичного правления царя Ивана Грозного и развернувшийся в полную силу опричнину.
В далекой и сложной эпохе правления Грозного и в личности самого царя А.К. Толстой стремился разглядеть зерно многих явлений, которые определяли современную ему русскую действительность.
Заказать статью по литературе у экспертов биржи Студворк!
Комментарии