Дон Жуан или донжуан: как правильно и кто это такой?
Мало кто не слышал такого имени, как Дон Жуан. Оно даже стало нарицательным, то есть так называют теперь мужчин, которые ухаживают более чем за одной женщиной. И состоят в свободных отношениях. Как имя нарицательное, “донжуан” пишется с маленькой буквы. К истории Дон Жуана обращались многие европейские поэты, писатели. Он и сам — личность историческая, не вымышленная.
Его биография есть в одной из хроник Севильи. Отец Дон Жуана, Алонзо Тенорио, был боевой адмирал и окончил жизнь в морском бою близ Трафальгара. Дон Жуан — младший сын адмирала. Обладал неоднозначной репутацией, зато дружил с королем, Педро Жестоким. Дон Жуан имел придворное звание и, собственно, не имел предрассудков.
Пользуясь высоким покровительством, герой стал известен, как отчаянный дуэлянт и соблазнитель. Однажды ему понравилась та самая донна Анна де Ульоа. Дон Жуан проник в её дом и в поединке убил отца девушки, командора Гонсалеса.
В связи с этим событием Педро все-таки изгнал Тенорио из Севильи. Родственники убитого командора решили отомстить убийце и вернули Дон Жуана обратно в Севилью поддельной любовной запиской. Прибывший Дон Жуан был лишен жизни и тайно похоронен.
Опасаясь гнева короля Педро за вендетту, близкие командора пустили слух, что Дон Жуан, пробравшись в склеп, намеревался осквернить надгробную статую погибшего де Ульоа, но та ожила и покарала обидчика. Вот такая трагичная и не романтичная, по сути история:
“Не обвиняю я напрасно жестокий и прекрасный век, ведь злу коварному подвластен во все эпохи человек. Хотя, конечно, очень грустно, что отдаются без любви, что зло — смягчается искусно, богатство строя на крови”.
Грех и бунт против морали — не преимущество
Имя Дон Жуан давно находится в ряду с таким, как, например, Иуда. Конечно, Дон Жуан – далеко не библейский персонаж, но есть то, что роднит этого героя с опальным апостолом: Дон Жуан – бунтовщик, изгнанник, нарушитель установленных правил. Вместе с тем, он остается одним из самых привлекательных грешников в искусстве, в том числе — литературном.
Появление этого вечного образа в литературе связано с именем Тирсо де Молины или – Габриэля Тельеса. Он известен, как автор драмы, созданной приблизительно в начале 1620 года и сохранившейся в двух печатных вариантах. Более рання версия, названная «Севильский озорник, или Каменный гость», вышла в сборнике пьес Лопе де Вега и других авторов. Более поздняя – около 1660 года, под названием «Долгий срок вы мне даете».
В творении Тирсо де Молины «Севильский обольститель или каменный Гость» герой подверждает свою пресловутую репутацию прожигателя жизни - по сюжету, дон Хуан, сын придворного, пользуется всеми благами жизни, упиваясь собственной безнаказанностью, в чем и признается слуге, который предпринимает попытки как-то сдерживать хозяина.
При этом дон Хуан уверен, что времени для покаяния – всегда достаточно, поэтому он не торопится… Он совершает три поступка, которые гневят Бога, каменная статуя Командора, появившаяся в пьесе, становится символом высшего возмездия за неправедную жизнь. Также к королю обращаются оскорбленные родственники, требуя публичного суда для дона Хуана.
Тирсо де Молина в своей пьесе раскрывает проблему ответственности человека за свои деяния, какое бы положение тот не занимал.
Проблема ответственности: личной и социальной
При этом автор подчеркивает, что грешник призван ответить и перед Богом, и перед людьми, поэтому пьеса содержит два плана: философско-религиозный и социально–политический: де Молина наказывает своего героя не только как сластолюбца, но и как типичного представителя золотой молодежи того времени - за вседозволенность, оправдываемую статусом любимца монарха.
При этом комедия Молины лишена комических ситуаций в привычном понимании - она достаточно патетична и отличается острым конфликтом между героем, не желающим следовать правилам и обществом, выше которого он себя ставит. Автор показывает, к каким последствиям приводит такое поведение. В этом – назидательность пьесы, ее обличающий характер.
Грешник и зеркало?
Герои де Молины и Мольера, носящие одно имя, отличаются тем, что первый, как «канонический» грешник, получает справедливое воздаяние за свои поступки, в неизбежности этой кары драматург убежден, поэтому его дон Жуан – это образ-предострежение остальным.
У Мольера же дон Жуан – образ – это зеркало, причем, действительно, вечное – его положительные и отрицательные черты присущи, в какой-то степени, каждому человеку.
Почему Дон Жуан популярен до сих пор?
Говоря о месте донжуанов в современной жизни, хочется сказать о том, что индивидуалисты, соблазнители и любящие риск личности будут всегда, пока существуют люди, а значит – будут и донжуаны.
В связи с этим интересна точка зрения исследователя, который в своей работе «Апология Дон Жуана» отмечает:
«…у Дон Жуана несомненно есть будущее, потому что все психологические составляющие его образа: ожидание чуда любви, горечь обманутых надежд, дьявольский расчет циничного обольстителя и тоска о несбывшемся — будут жить, пока живет человечество…»
Поэтому образ дон Жуана, справедливо названный вечным, еще долго будет волновать сердца и умы людей.
Хотите зарабатывать написанием студенческих работ или срочно нужно заказать доклад по литературе?
Комментарии