Провинциальный город в русской литературе

Содержание

  1. 1. Чем отличается образ провинциального города?
  2. 2. Каменность бытия: как она показана?
  3. 3. Как существует провинция
    1. 3.1. Влияние среды на человека на примере “Мелкий бес”
  4. 4. Объективность картины?
    1. 4.1. Кто виноват и что делать?
Хотите стать автором студенческих работ и стать фрилансером?
Регистрируйтесь на Студворк!
Хотите заказать эссе по литературе, но не знаете где?
Обратитесь к экспертам Студворк

Чем отличается образ провинциального города?

В литературе двадцатого века сила воображения авторов придает образу провинциального города особое значение. Довольно распространенным является стереотип, судя по которому, «провинция» - это нечто тихое, малозначительное, не способное поразить.

По мнению специалиста по русской архитектуре девятнадцатого века, Е.И. Кириченко, *«…изобразительное искусство город поэтизирует, официальный образ создает фотография, а литература город высмеивает и обличает…» *

Образ города относится к культурным архетипам. Но, несмотря на общность символики и характеров, в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Островского, Тургенева, Сологуба и других авторов, у каждого уездного города – свое «лицо». Возникновение таких «городов», как Глупов, Калинов, город N в какой-то степени обусловлено тем, что многих писателей отправляли в ссылку именно в провинцию.

Романтизация провинциальной жизни, имевшая место в 1900-е годы, не оказала значительного влияния на следующее, устойчивое представление о том, что вселенское зло лучше всего отразить через образ города, в частности, провинциального.

Каменность бытия: как она показана?

В «Губернских очерках», «Истории одного города», «Мертвых душах», «Соборянах» образы города подаются с ландшафтными описаниями, с раскрытием отношений и нравов. Подобные приемы оставляют в сознании достаточно четкое представление о провинциальной жизни в общем. В несуразных вывесках и гостиничной грязи, по Гоголю, отражается нищета провинциального мира. Так же, как и в танцах чиновников, в их тяге к взяткам. Олицетворяют узость мышления и архитектурные формы, нравящиеся только самим архитекторам.

Скудный городской сад так же характеризует жителей NN, как и пафосное сообщение в газете о его «деревах». Отличаясь универсальностью и являясь узнаваемым местом действия в произведении, провинциальный город в время модернизма стал воссоздаваться по-другому.

Оставив сходную с гоголевской угнетающую атмосферу, Е. Замятин и Ф. Сологуб приоритетным сделали изображение инстинктивного бытия жителей, вне зависимости от их статуса.

Жизнь провинциального города разворачивается перед читателем во всей своей застойности, где главное занятие окружающих: сон, еда и разврат. В «Уездном» ярко и реалистично показано, как влияет на человека среда, в которой он живет, как обстоятельства и окружающая действительность меняют судьбы героев. В данном случае среда – это город, в котором происходят события.

«Уездное» повествует об Анфиме Барыбе, малом, «похожем на утюг», который как будто состоит из острых и прямых углов и грызет камешки ради забавы. Анфим обладает недюжинной силой, но не умом. Парень проваливается на экзамене и не возвращается домой, так как отец пообещал выгнать его из дома, если не сдаст. Барыба поселяется на заброшенной балкашинской усадьбе. Живет, как животное – инстинктами.

Чтобы прокормиться, Анфим ворует, в частности – цыплят богатой вдовы Чеботарихи. Герой крадет птицу, и сам же, как птенец, оказывается пойманным кучером Чеботарихи – Урванкой. Урванка ведет Анфима к хозяйке. Та, присмотревшись к вору, и соблазнившись его крепким телом, делает Барыбу своим любовником. Сын сапожника и бывший ученик живет у вдовы на всем готовом, мается бездельем и скукой.

Невольно вспоминается еще одна жертва провинциального города – купчиха Катерина Измайлова, под влиянием скуки и однообразия ставшая зловещей «леди Макбет Мценского уезда». Хотя Анфим достиг немалого влияния и это ему нравится, бессознательно он стремится к чему-то другому. Когда Анфим изменяет Чеботарихе, его выгоняют. Возникает интересная ассоциация – герой, грызущий камушки, с каменной, в общем-то, душой, попадает в новый плен: каменного города.

Барыба – человек, который остановился в развитии, как бы недочеловек. В «Уездном» подробно описаны четыре дома, но Барыба, по ходу повествования, остается, по сути, бездомным. Нет ему места даже в такой сонной жизни, и «Покачивается огромный, четырехугольный, давящий, будто не человек, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба…» В «каменности» бытия заключены и суть жизни провинциального города, и результат влияния этого самого города на главного героя.

Как существует провинция

У читателя складывается конкретное представление об общей атмосфере существования провинции, хотя оно детализировано штрихами – трактир, забор, лужа, заброшенная усадьба, церковь, как последний оплот забытой духовности, мрачные переулки…

В «Уездном» все ландшафтные детали упоминаются во взаимодействии с поступками героя, кругозор которого во всех смыслах ограничен, как и пространство. На базаре и в храме Барыба ворует провизию и деньги, через забор он ворует цыплят, в трактире он пьет и общается…

Основными становятся сюжетное действие и композиционные особенности – названия частей, авторские отступления, ограниченность кругозора повествователя и другое. Например, в «Уездном» у Замятина читаем: «И верно: как газеты почитать – с ума сходят. ‹…› Ну, а у нас пустяками этими разными и некогда заниматься: абы бы ребят прокормить, ведь ребят-то у всех угол непочатый.

Со скуки, что ли, кто их знает с чего, плодущий у нас народ до страсти». А герой Тимошка говорит: «Ясли бы до нашего сонного озера дошло, в самый бы омут полез». Действительно, жизнь в городе – тихий омут, в котором известно кто водится. За место урядника Барыба дает показания против Тимоши, и того казнят вместе с мальчишкой. В шумный базарный день «Чей-то голос говорит: «Висельники, дьяволы!» А другой: «Тимошка Бога забыл… Кончилось в посаде старинное житье, взбаламутили, да».

В белом кителе с погонами идет гордый Барыба к постаревшему отцу – в этом образе воплощается стремление героя повысить свой статус. Идеалом для русского писателя был европейский город, из-за чего отечественные поселения зачастую воспринимались как иллюзия, как псевдожизнь в не существующей плоскости.

kxWpq8k54g.jpg

Влияние среды на человека на примере “Мелкий бес”

«Мелкий бес», написанный Ф.Сологубом, продолжает тему влияния среды на человека. Главный герой произведения – учитель Ардальон Передонов, цель жизни которого – получить место инспектора. Прообразом города, представленного автором в романе, предположительно является Вытегра, где писатель жил в 1889-1892 годах. Обращаясь к гоголевской традиции, Сологуб изображает жизнь в провинции через ряд образов.

Заметьте

Образов этих довольно много: Варвара, княгиня, Грушина, Володин, Саша Пыльнев, сестры Рутиловы, разные чиновники… Однако можно заметить, что они в большинстве похожи, объединены доведенным до абсурда существованием.

Главная цель такой «жизни» – идея, трансформирующаяся в манию. У горожан это – женитьба Передонова, затем слухи о Людмиле Рутиловой и Саше. У Передонова – забота о репутации, получение места. Жители города одержимы желанием «выяснять» - например, директор гимназии поддается влиянию Передонова, с помощью доктора проверяет: Саша Пыльнев – мальчик или девочка?..

Пьяные гости хотят непременно сорвать маску с гейши, переодетого шутки ради Саши. Чувственная природа отношений Саши и Людмилы недоступна Передонову, потому что он сам ничего не чувствует, движимый только эгоизмом. И у других героев за масками благих, как им кажется, побуждений, по сути, только пустота, так как ими в той или иной степени владеет «мелкий бес» страстей.

После прочтения этого произведения возникает впечатление, что жизнь, изображенная Сологубом, похожа на фантасмагорию, нелепый сон. Осажденный сплетнями ничем достойным не занятого окружения, Передонов силой своего больного воображения создает серую недотыкомку, которая символизирует и противоестественность окружающей реальности, и бесполезность существования самого Ардальона, который не мог направить свою энергию в нормальное русло, потому что, опять же, ничего нормального вокруг и не было.

Ардальон боялся обмана – и жил в нем, был одержим репутацией – и сам же выдумывал нелепицы. Таким образом, автор описывает «город, которого нет», а значит, нет в нем и настоящей жизни.

Объективность картины?

Между тем, возникает вопрос, насколько объективным является изображение провинции в русской литературе?.. Ответ кроется в том, что критическое воспроизведение действительности было привычным для авторского сознания, так как социальная обстановка большей частью воспринималась как ограничивающая все значимые сферы жизни.

Негативное воссоздание провинциальной жизни было в многом обусловлено желанием изменить прежние устои, государственный строй. В традиционном литературном образе провинциальный город выступает средоточием пороков, ограниченности, «злого мира», который следует перестроить. В частности, с помощью революционных изменений. Поэтому обличение несовершенств жизни в провинции стало своеобразным девизом русских писателей.

Однако

По словам историка А. Иконникова-Галицкого, «Русская литература оклеветала уездный город. В глазах столично-городской читающей общественности его образ прочно соединен с понятиями «гниль», «захолустье», «затхлая провинция».

В общем, мещанство и скука (…). Приметы вечные: безлюдность, разруха, бедность, тишина». Учтитывая сложившиеся под влиянием обстоятельств традиции изображения уездного города, можно сказать, что в этом образе отразилась двойственность национальной культуры, намечающая предполагаемый «рисунок» идеального бытия, который принципиально должен отличаться от реальности.

Кто виноват и что делать?

В заключение хочется сказать, что Анфим Барыба и Передонов, персонажи «Уездного» и «Мелкого беса», не похожи на людей потому, что не знают ничего привычного человеческого. Таким образом, можно предположить, что, если бы они жили по-другому, общались с хорошими людьми, то один не стал бы каменным, а другой – безумным убийцей.

HvIPGpGEvyE.jpg

Хотя в литературе двадцатого века, в частности, в произведениях, описанных выше, образ города выступает как пожиратель душ, убивая в людях человеческое и духовное, авторы, создавая такие вот страшные и фантастичные картины, обращают внимание читателя, прежде всего, на закономерности возникновения подобной действительности.

Значит, стоит остановиться и задуматься, чтобы не превратиться в раба своего окружения или отражение сонного города. Учитывая горький опыт героев прошлого, стоит прежде всего создавать «город» души, заботясь о том, чтобы он был крепким, светлым, гостеприимным. Только в этом случае наше настоящее станет лучше, а жизнь – ярче и гармоничнее.

Хотите зарабатывать написанием студенческих работ или срочно нужно заказать доклад по литературе?

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир