Питирим Сорокин является одной из наиболее масштабных исторических личностей. Он смог воплотить в себе научные и нравственные достижения ХХ века. Сорокин является также педагогом и общественным деятелем. Именно российский период деятельности Сорокина сформировал его в качестве ученого, педагога и общественного деятеля.
Типология культуры П. Сорокина
В процессе выстраивания типологии культуры П. Сорокин полностью следовал из достаточно обширного понимания культуры, включающего в себя как художественную культуру, так и прочие культурные области жизни и деятельности.
В качестве главного критерия, который был положен в основу типологии культуры у П. Сорокина, выступает особенность средства восприятия и освоения мира. Так, им было выделено два типа культуры, имеющих наиболее четкую поляризацию и преобладанием способов мировосприятия:
- идеациональный;
- чувственный.
В соответствии с ним полностью преобладает рациональный способа восприятия, а в чувственном – господство чувственности.
Помимо этого П. Сорокин выделяет еще два промежуточных типа культуры:
- смешанно-гармоничный, который еще называет идеалистический. Основным примером является культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс;
- смешанный, негармоничный – это эклектический тип культуры, примером которого является культура первого века нашей эры.
Важно отметить и то, что чувственная культура – это антипод идеациональной. Для данного типа культуры присуща сенсорность: основное внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, а также на эмпирический опыт.
Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье. Данный культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда появляется наука, которая познает мир именно опытным путем. В данном случае опыт – основной компонент истины, вследствие чего рациональное познание абсолютизируется.
П.А. Сорокин о динамике культуры
П. Сорокин указывает на то, что передвижение культур является имманентным. Другими словами, оно никак не зависит от действия посторонних факторов. Культуры могут изменяться в силу их природы. Так, основные носители культуры пытаются исчерпать силы, которые в ней заложены. Вследствие чего хотят довести их до предела, поскольку им приходится обращаться к прочим принципам и двигаться к прочему типу культуры.
Важно отметить и то, что ни один тип культуры не может сформировать исчерпывающее описание реального мира и активно применять самые различные пути человеческого творчества.
Основываясь на определенном принципе, культура может исключать прочие возможности. С течением времени потенциал творческого развития данного принципа будет полностью исчерпан. В итоге появляется необходимость перейти к совершенно иным ориентирам. В случае, при котором культура не сможет справиться с данной целью, происходит ее вырождение.
Наряду с этим ни одна культура не может быть полностью интегрированной. Так, к примеру, в идеациональной культуре представлены компоненты чувственной или идеалистической культуры. Точно также и преобладающая чувственная культура не включает в себя достаточно полного уничтожения компонентов культуры идеациональной. Данные периферийные компоненты в дальнейшем станут базисом ля того, чтобы создать совершенно иной тип культуры.
Вам нужно срочно заказать статью по культурологии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии