О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры

Содержание

  1. 1. Типология культуры О. Шпенглера
  2. 2. Философия культуры О. Шпенглера

Освальд Шпенглер является выдающимся немецким философом, историком, культурологом, а также один из представителей современной философии культуры. Им был выделен в истории цивилизации целый ряд уникальных, взаимопроницаемых культур. В своем основном труде под названием «Закат Европы» он указывает на неизбежность дальнейшего разрушения западной цивилизации.

Типология культуры О. Шпенглера

В процессе выстраивания типологии культуры О. Шпенглер основной упор делает на то, существует ли общая общечеловеческая культура. Ответ на данный вопрос он выстраивает на полном признании обособленности каждой культуры и неком сходстве, согласно с которым каждая индивидуальная культура неожиданно появляется, расцветает и исчезает.

Жизненный цикл культур представляет собой определённый жизненный цикл любого живого организма. Гибель каждой культуры и ее обособленности от прочих культур не обеспечивают единства культурной, а также исторической жизни человечества.

Так, О. Шпенглером было выделено 8 наиболее значимых типов культур, которые смогли достичь своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя.

Он указывает на то, что на этапе появления находится русско-сибирская культура. Основным критерием для типологизации культур выступает внутренний психологический строй коллективной души народа. В данном контексте специфика культуры заключается в желании коллективной души народа к самовыражению.

Каждой коллективной душе свойственен собственный мир переживаний, собственное мироощущение, а также свой психический первосимвол. Из него возникает богатство культурных форм, на основании которых коллективная душа живет, чувствует, а также творит.

О. Шпенглер указывает на то, что культура в пределах историко-культурного типа существует обособленно от отдельных, при этом практически ничего не воспринимая.

Философия культуры О. Шпенглера

В своём подходе относительно исследования культуры Шпенглер полностью уходит от теории единства всего культурно-исторического процесса. По его мнению, сравнительный и типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, подрывает основы европоцентризма.

Шпенглер не подразумевал никакой общей мировой культуры. Суть его концепции культуры состоит в следующем. Так, есть достаточно большое количество различных культур, каждая из которых имеет особенную судьбу. Основной акцент Шпенглер делал на том, что у человечества нет идеи и плана, а линейный процесс развития всемирной истории является бездарным.

У каждой культуры есть собственная идея, которая не схожа с идеей, поднимаемая Гегелем. Он в свою очередь брал за данную основу душу культуры. Логика, наука и искусство – все это вторичное.

Таким образом, Шпенглер понимал под культурой определенную систему, которая выражена символически. Культура полностью совпадает по своему значению с термином история, общество. Цивилизация – это своего рода старость культуры, которая приводит к медленному умиранию энергии в душе культуры, основными критериями которой выступают атеизм, материализм, революции.

В данном случае важно понять, какое значение Шпенглер заключает в понятие «душа» культуры. «Душа культуры» по Шпенглеру является ярким и точным определением того факта, что культурный фундамент не сводим к разуму.

Каждая культура имеет свою собственную душу, которая реализуется в бесконечном множестве индивидуальных жизней. Душа культуры является уникальной и невыразимой с помощью рациональных средств.

Это одна из основных причин, по которой люди других культур не могут понять внутренний мир общества иной культуры, ее чувств, символов, таинств.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир