Проблемы культуры в «философии жизни». Теория Данилевского

Содержание

  1. 1. Проблемы культуры в «философии жизни»
  2. 2. Теория культурно-исторических типов Данилевского

Культурно-исторический тип представляет собой основное понятие политической теории, разработанной Н. Данилевским. Она была представлена в его книге под названием «Россия и Европа». При этом культурно-исторический тип является системой взглядов, которые определяются культурными, психологическими и прочими критериями, свойственными народу или совокупности близких по духу и языку народов.

Проблемы культуры в «философии жизни»

Философия жизни является определенным направлением, существующим в западно-европейской философской мысли. Но сформировалась в последней трети XIX в. в Германии. Для данного направления свойственен достаточно сильный протест, направленный против панлогического усечения мироздания, который оказался во многом несостоятельным перед запросами времени.

В пределах данного направления была выдвинута гипотеза относительно того, что философия не обязана опираться преимущественно на естественные науки в процессе выстраивания картины мироздания. Основной приоритет необходимо предоставить художественному видению, которое может запечатлеть изменчивость мира, а также движение самой жизни.

При этом было обращено внимание на человека, а также его реальные жизненные сложности. Так, «философия жизни» трактуется в качестве своего рода реакции на рассудочный век Просвещения.

Представители данного ставили перед собой цель относительно выстраивания единого миропонимания, делая акцент преимущественно на понятие «жизнь». При помощи данного термина сбыло сформировано представление о мире, как о чем-то едином, об основных средствах его постижения, а также о сути жизни человека.

Человеческая жизнь является некой ценностью. Вследствие этого ее изучали лишь со стороны полноты жизненного проявления. В связи с тем, что понятие жизни является очень расплывчатым, появились самые разнообразные его толкования.

«Философия жизни» оказала достаточно большое влияние на европейскую культуру и самосознание XX в.

Данное направление было представлено следующими именами: Ницше, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

Теория культурно-исторических типов Данилевского

Основным трудом Данилевского является произведение под названием «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому».

Данная работа была опубликована в журнале «Заря» в 1869–1871 гг. В ней содержится основная мысль Данилевского относительно культурно-исторических типов. Теория Данилевского базируется на изучении его предшественников циклической концепции развития культуры Д. Вико, И.Г. Гердера. При этом Данилевский яро отстаивал правомерность циклической модели развития культуры.

Главная мысль Данилевского заключается в следующем. Так, не существует совершенно никаких оснований для того, чтобы противопоставлять Восток, который в свою очередь вызывает ассоциации с застоем в сравнении с Западом.

Данилевским был сделан определенный вывод, следуя из обширного анализа истории развития человечества, что оно не есть «естественная система».

Вследствие этого исторического разделения на древнюю, средневековую и новую нет. Каждое историческое племя обладает своей древней, средневековой и новой историей.

Следуя из данного вывода, Данилевский создает собственную концепцию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип может эволюционировать, начиная от этнографического состояния к государству, далее следуя к цивилизации. Процесс истории можно проследить в процессе изменения вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выступает против общечеловеческой цивилизации.

Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по культурологии недорого!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир