Символизация окружаюшей действительности является одной из базовых потребностей личности. С начала своего существования, при помощи ритуальных действий, человечество создавало символическую вселенную, наполненную различными смыслами.
Со временем ритуалы были наделены рядом символических значений, знание и толкование которых определяло культурный и социальный статус человека. Являясь проекцией сознания, знаки, понятия, образы и символы сформировали язык культуры.
Как понимать символ
Само понятие «символ» отличается многогранностью: его можно сопоставить с аллегорией, архетипом, метафорой, знаком и образом. Представляя собой конкретное изображение предмета или явления, аллегория заменяет абстрактную мысль: «Слово молвит – рублем подарит» (фольклор). Отличается ассоциативностью, устойчивостью.
Так, широко известен образ правосудия – богиня Фемида с повязкой на глазах, что означает ее беспристрастность. В художественном творчестве широко применаются метафорические образы, развернутые метафоры. Являясь образным выражением, которое переносит признаки предметов или явлений, метафора соотносится с образным мышлением.
Пример метафоры: «Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой» (А. Пушкин). Архетип, входя в общечеловеческую культуру, представляют собой некое коллективное бессознательное, присущее множеству людей: бог, дьявол, дух, вампир, ангел, знак – фиксированное условное обозначение того или иного понятия.
Знак и символ: отличия
Знак и символ, хотя и рассматриваются в единой плоскости, существенно отличаются, так как символ относится к сознанию, а знак – к предмету. Символ – это подобное знаку образование, которое опирается на то, что может быть выражено знаками: слова, жесты, пространственные фигуры, то есть – абстрактные информационные носители. Символ является прямой или косвенной репрезентацией деятельности сознания личности.
Таким образом, понятия «символ» и «знак», отличаются спецификой многозначности. Основным различием этих пересекающихся категорий является устойчивая связь знака с вещественной реальностью, символ же допускает множественную интерпретацию, построенную на внутренней логике связей.
Как образ, так и символ буквально или опосредованно соотносятся с явлениями реальности. Вместе с тем, символ, метафора и образ – не тождественные понятия, хотя образ может быть символичным, а символу присуща образная природа. Он сближается с архетипом, как воплощение коллективного бессознательного. Образ же – категория авторская, автономная. (2,с.214-231).
Образ раскрывается в связи с вещественной природой, привязанность символа к предмету имеет условный характер. В мистическом опыте выявляется онтологическая природа символа, цель которого состоит в том, чтобы удержать суть эмпирической реальности и при этом – отстраниться от нее, погружаясь в запредельное или трансцедентальное. Символ выражает эмоциональную природу личности.
При этом возможно как восстановление подлинного значения символа, так и его разоблачение, если он является маской: например, в психоанализе. Символ обычно соотносится с определенной эпохой – античная символика, символика Ренессанса. Образ – явление более гибкое, способное к трансформации.
Исследователь приводит такое определение образа: «В онтологическом аспекте образ есть факт идеального бытия, своего рода схематический объект, надстроенный над своим материальным субстратом…» (4,с.669).
Образ – это также особенный способ изображения и познания реальности, чувственно-уникальный выразитель явлений и предметов.
Образ наделен многими смыслами, что составляет его жизненность. Примером этому могут служить соловей и роза – вместе они представляют образ неразделенной любви. Цветок сам по себе является знаком этого чувства, его образным, конкретным воплощением. Соловей же связан с голосом: об обладателе прекрасного вокала говорят: *«поет, как соловей». *
Универсальным образом, который может переходить в символ, является цветок лилии: в вещественном плане это – эмблема французских королей, в то же время лилия – символ чистоты, святости, в западной традиции – скорби. Следовательно, образ и символ – различные, но взаимопроникающие понятия. Особенно ярко эта особенность проявилась в эпоху барокко.
Барокко: символика тщетности
Барокко – одно из основных направлений в архитектуре, искусстве и литературе конца XVI-первой половины XVIII века, для которого характерны пышность, контрастность, экспрессивность, высокая образность и символичность. Система эстетических категорий барокко существенно отличалась от принятых в эпоху Возрождения: в период Ренессанса человек стремился к совершенству во всем, барроко же смешивает понятия, не разграничивая смешное и трагическое, прекрасное и уродливое.
Все, что окружает человека, олицетворяет скрытые и явные смысл. Главный эстетический принцип эпохи – «жизнь есть сон». Наиболее наглядно символичность этого периода выражается в живописи, в картинах стиля «vanitas». Самые распространенные символы на этих полотнах – сорванные цветы олицетворяют хрупкость красоты и бытия: роза символизирует чувственность и тщеславие, мак – грех праздности, тюльпан – легкомыслие. Колосья, ветви плюща или лавра обозначают возрождение, цикличность жизни.
Горящая свеча представляет человеческую душу, ее угасание означает завершение жизненного пути. Череп – напоминает о неизбежности смерти. Кубки, игральные карты или кости, шахматы означают ложную цель, тягу к удовольствиям. Песочные и механические часы воплощают скоротечность времени. Книги и географические карты, перья для письма — символизируют науку. Глобус – визуальное отражение земли и небесного свода…
Следовательно, символика «vanitas» представлена универсальным взаимодействием образа и символа, когда определенные предметы и существа наделяются абстрактным смыслом.
Символическое значение цветов
С историей человечества теснейшим образом связана символика цвета: с давних пор человечество придавало большое значение цветам, что отразилось в мифологии и обрядах. Но и лучи солнца в астрологической науке составляют спектр семи красок и соотносятся с планетами:
- Марс — красного цвета,
- синего — Венера,
- Меркурий — желтый,
- зеленый цвет — цвет Сатурна,
- пурпурный — планета Юпитер,
- оранжевый — цвет Солнца,
- фиолетовый — Луна.
Также цвета охватывают социальное положение людей, различные психологические состояния человека. Так, красный – цвет власти, агрессии, страстей, черный – цвет траура, символ тайны, скорби. Белый – ранее надевали жрицы-весталки в древнем Риме, он олицетворяет непорочность. У разных наций существует определенная символика цветов, дошедшая до нашего времени.
Поэтому можно сделать следующий вывод:
Происхождение различных символов и образов, их содержание, отношение к определенным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в символике – актуальные темы, которые предоставляют богатейший материал для дальнейших исследований.
Литература
- А. Андреев. Культорология. Личность и культура. – Минск: Дизайн ПРО, 1998. - 102 с.
- Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв., Издательство Московского Университета, 1987. - с. 214-231.
- Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., Школа «Языки русской культуры», 1997. 214 с.
- Роднянская И.Б. Образ//Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001- с.669.
- Гете. К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349.
Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки. Опубликуйте свой заказ прямо сейчас!
Комментарии