Человек в архаические (первобытные) времена был неразрывно связан с природой и первоначальным обществом, воспринимался как часть сакрального пространства, его жизнь происходила по особым, священным циклам. Образ человека входил в мифы и первобытные религиозные верования.
Антропоморфизм
Одна из главных особенностей архаической эпохи – антропоморфизм.
Способ познания окружающего мира по аналогии с человеком, когда на явления природы и окружающий мир переносятся человеческие признаки.
Это может проявляться в метафоризации – «солнце смеется», «ветер сердится», персонификации явлений природы, когда, например, вместо Луны и Солнца действуют лунная богиня и солярный бог, переносе анатомических особенностей человека на окружающий мир, в том числе выделении правой и левой сторон, верха-низа и тому подобное.
Мифологизация
Образ человека в древних культурах является частью мифа. Архаичный миф существует в двух разновидностях – как вымышленная история с легендарными подробностями и сюжетом и как тип мышления.
На самом деле, миф как история отражает в словесной форме пространственно-образное мышление, воспроизводит ритуалы и практический опыт первобытного человека.
Миф как тип мышления характеризуется синкретичностью (сочетанием «несопоставимых» образов), нерасчлененностью мышления. Причинно-следственные связи заменяются временной последовательностью, отсылкой к далекому прошлому, времени первопредков, когда образуются предметы окружающего мира и социальные отношения. Как впервые показал еще французский исследователь К. Леви-Стросс, архаическое мышление оперирует набором противопоставлений (т. н. «бинарных оппозиций»), заимствованных из природного, растительного, животного мира и тех оппозиций, что выражают общие свойства. Человек рассматривается как часть этих оппозиций, образ человека вписывается в их сеть.
Наиболее фундаментальным противопоставлением является противопоставление между сакральным (священным) миром и профанным (от лат. profanus – лишенный святости, нечестивый; в данном случае – земной) миром, между жизнью и смертью.
Миф пытается разрешить эти противоречия, уладить конфликт хотя бы на логическом и психологическом уровне. Противопоставления заменяются менее жесткими оппозициями, пока не образуется образ-посредник – медиатор, который сочетает черты противоположных членов оппозиции. Часто в роли таких медиаторов выступает человек. Например, хорошо известна сказочная героиня Золушка – медиатор между оппозициями богатство / бедность.
Первобытные верования и обряды
Первобытных верований и обрядов известно большое количество:
• тотемизм;
• табуирование;
• фетишизм;
• анимизм;
• погребальный обряд и культ предков;
• магия;
• инициационные культы;
• культ тайных союзов;
• культ племенных вождей и т.п.
Наибольшее значение имели тотемизм и анимизм.
Ранние религиозные представления, связанные с начальной стадией выделения человека из мира природы.
Тотемизм основан на вере в тесную связь между человеком, отдельным родом и тотемом - определенным видом животных, растений. Животное воспринимается как родственник - это объясняется тем, что первые представления об окружающем мире связаны с отношениями рода, семьи. Возникновение тотемизма связано с необходимостью первоначальной социальной стратификации и дифференциации. Тотемизм дифференцировал представителей племени - ты принадлежишь определенному тотему, следовательно, до рождения и после смерти ты был родственником этого животного, растения, твои наиболее значительные предки и потомки также связаны с этими тотемами.
Анимизм заключается в том, что окружающий мир и человек наделяются душой, одухотворяются, поэтому анимизм вытекает из определенной антропоморфной точки зрения на мир: как человек имеет свой духовный мир, так и все, что окружает, должно иметь духовное начало.
Анимизм возникает тогда, когда начинает осознаваться специфика человека - человек имеет свой внутренний мир, способность думать, фантазировать и тому подобное.
Статья по культурологии на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии