Исторические типы культуры. Культура Древнего Востока и Античности

Содержание

  1. 1. Человек в культуре Древнего Востока
  2. 2. Образ человека в античности
  3. 3. Полисная греческая культура
  4. 4. Римская культура

Понятие Древнего Востока является относительным. Культура Древнего Востока включает культуру Древнего Египта, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Малой Азии, Закавказья, Древней Индии, Китая. Период изучения - конец IV тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.

Античная культура

Это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. е. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона периода архаической Греции, эпохи эллинизма и эпохи Римской республики.

Человек в культуре Древнего Востока

Засушливая территория древневосточных цивилизаций (шумерской, ассирийской вавилонской, египетской и т.д.), культур Древней Индии и Древнего Китая стимулировала развитие ирригационного земледелия. Тогдашнее состояние развития техники нуждалось в коллективных усилиях по рытью каналов, которое сформировало «культурный запрос» на единство, солидарность, коллективизм.

Социальный статус человека был крайне консервативным. Существовала разветвленная иерархия – от простонародья к правителю и божеству.

Передвижения по иерархической лестнице было крайне тяжелым, как правило, оно определялось от рождения. Иллюстрацией тогдашнего мировоззрения были месопотамские фигурки адорантов, маленькие статуэтки со схематичными, стертыми чертами лица, подобные друг к другу. Композиционно они направлены на демонстрацию веры (а не культивирование индивидуальности) как главного признака человека.

Образ человека в античности

Принципиально отличный образ человека вырисовывается в античности. Человек в классической древнегреческой античности (середина I тыс. до н.э.) прежде всего гражданин города-государства (полиса), от которого зависит его самореализация и жизни. В общем, образ человека возвышается и становится мерилом всех вещей, что было невозможно в архаических и древневосточных обществах.

Идеал античного человека, калокагатия, наиболее полно воплощен в знаменитых греческих статуях «Дискобол» Мирона и «Дорифор» Поликлета.

Калокагатия – всесторонне и гармонично развитая личность, сочетание в одном человеке:

  • прекрасного («калос»), т.е. внешней красоты, ухоженности, физического совершенства,
  • «агатос» – хороший, добрый, то есть высоких морально-этических качеств,
  • образованности, эрудированности, начитанности.
  • воспитанности, умения держать себя в обществе с другими людьми, неукоснительного соблюдения общепринятых правил поведения и этикета.

Полисная греческая культура

Для полисов была характерна прямая демократия, когда каждый гражданин имел возможность непосредственно участвовать в политической жизни полиса (при различных формах современной демократии действует опосредованная власть, когда граждане делегируют свои полномочия избранным лицам). Демократичным полисом считались Афины.
Полисная демократия неразрывно связана с такой чертой греческой культуры, как агональность.

Агональность

Это постоянное влечение публичному испытанию себя и своих сил.

Оно реализуется и в греческих играх, в частности олимпийских, и в манере ведения войны, и в театральных состязаниях драматургов, и особенно в политической жизни. Политика своего полиса занимала центральное место в жизни грека архаического и классического периодов. Именно в политике, по мнению великого греческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.), древний грек мог найти свое признание. В своем полисе гражданин самореализуется, в соседнем часто может стать неполноправными или даже рабом, отсюда полисный патриотизм, стремление принять участие в устроении полиса.

Но не надо забывать тот факт, что участвовать в политической жизни могли только взрослые граждане (например, в Спарте – мужчины старше 30 лет)

То есть фактически вне политической жизни оказывались женщины, дети (до 20-30 лет), метеки – иностранцы или те, кто не имел родителей-коренных жителей полиса, рабы. Например, в конце VI в. население Афин составляло примерно 300 000, а полноправными гражданами, участвовавшими в политике и осуществлении демократии было 40000.

Конечно, не все свободные граждане полисов отвечали калогатийным идеалам. Хватало среди них тех, кого сами греки прозвали «паразитос» – желающие жить за чужой счет, например, посещая без приглашения частные банкеты.

Римская культура

Греческое представление о человеке как гражданине полиса было дополнено римским представлениям о человеке, который живет по закону и религиозному долгу, благодаря этому возникло право и распространилось христианство как мировая религия. Расцвет римского права приходится на III в. до н. э. – III в. н. э. Совершенство римского права было обусловлено практицизмом римских юристов и тонким пониманием конкретных жизненных ситуаций.

Римское право было положено в основу западноевропейского права.

Также на территории Римской империи в начале I в. н. э. возникает христианство. В первые века своей истории христианство не выходит за пределы узкого круга сторонников, однако в IV в. оно получает статус официальной религии, всячески поддерживается государством и развивает централизованную церковную организацию.

Статья по культурологии на заказ от проверенных исполнителей!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир