Понятие Древнего Востока является относительным. Культура Древнего Востока включает культуру Древнего Египта, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Малой Азии, Закавказья, Древней Индии, Китая. Период изучения - конец IV тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.
Это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. е. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона периода архаической Греции, эпохи эллинизма и эпохи Римской республики.
Человек в культуре Древнего Востока
Засушливая территория древневосточных цивилизаций (шумерской, ассирийской вавилонской, египетской и т.д.), культур Древней Индии и Древнего Китая стимулировала развитие ирригационного земледелия. Тогдашнее состояние развития техники нуждалось в коллективных усилиях по рытью каналов, которое сформировало «культурный запрос» на единство, солидарность, коллективизм.
Социальный статус человека был крайне консервативным. Существовала разветвленная иерархия – от простонародья к правителю и божеству.
Передвижения по иерархической лестнице было крайне тяжелым, как правило, оно определялось от рождения. Иллюстрацией тогдашнего мировоззрения были месопотамские фигурки адорантов, маленькие статуэтки со схематичными, стертыми чертами лица, подобные друг к другу. Композиционно они направлены на демонстрацию веры (а не культивирование индивидуальности) как главного признака человека.
Образ человека в античности
Принципиально отличный образ человека вырисовывается в античности. Человек в классической древнегреческой античности (середина I тыс. до н.э.) прежде всего гражданин города-государства (полиса), от которого зависит его самореализация и жизни. В общем, образ человека возвышается и становится мерилом всех вещей, что было невозможно в архаических и древневосточных обществах.
Идеал античного человека, калокагатия, наиболее полно воплощен в знаменитых греческих статуях «Дискобол» Мирона и «Дорифор» Поликлета.
Калокагатия – всесторонне и гармонично развитая личность, сочетание в одном человеке:
- прекрасного («калос»), т.е. внешней красоты, ухоженности, физического совершенства,
- «агатос» – хороший, добрый, то есть высоких морально-этических качеств,
- образованности, эрудированности, начитанности.
- воспитанности, умения держать себя в обществе с другими людьми, неукоснительного соблюдения общепринятых правил поведения и этикета.
Полисная греческая культура
Для полисов была характерна прямая демократия, когда каждый гражданин имел возможность непосредственно участвовать в политической жизни полиса (при различных формах современной демократии действует опосредованная власть, когда граждане делегируют свои полномочия избранным лицам). Демократичным полисом считались Афины.
Полисная демократия неразрывно связана с такой чертой греческой культуры, как агональность.
Это постоянное влечение публичному испытанию себя и своих сил.
Оно реализуется и в греческих играх, в частности олимпийских, и в манере ведения войны, и в театральных состязаниях драматургов, и особенно в политической жизни. Политика своего полиса занимала центральное место в жизни грека архаического и классического периодов. Именно в политике, по мнению великого греческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.), древний грек мог найти свое признание. В своем полисе гражданин самореализуется, в соседнем часто может стать неполноправными или даже рабом, отсюда полисный патриотизм, стремление принять участие в устроении полиса.
Но не надо забывать тот факт, что участвовать в политической жизни могли только взрослые граждане (например, в Спарте – мужчины старше 30 лет)
То есть фактически вне политической жизни оказывались женщины, дети (до 20-30 лет), метеки – иностранцы или те, кто не имел родителей-коренных жителей полиса, рабы. Например, в конце VI в. население Афин составляло примерно 300 000, а полноправными гражданами, участвовавшими в политике и осуществлении демократии было 40000.
Конечно, не все свободные граждане полисов отвечали калогатийным идеалам. Хватало среди них тех, кого сами греки прозвали «паразитос» – желающие жить за чужой счет, например, посещая без приглашения частные банкеты.
Римская культура
Греческое представление о человеке как гражданине полиса было дополнено римским представлениям о человеке, который живет по закону и религиозному долгу, благодаря этому возникло право и распространилось христианство как мировая религия. Расцвет римского права приходится на III в. до н. э. – III в. н. э. Совершенство римского права было обусловлено практицизмом римских юристов и тонким пониманием конкретных жизненных ситуаций.
Римское право было положено в основу западноевропейского права.
Также на территории Римской империи в начале I в. н. э. возникает христианство. В первые века своей истории христианство не выходит за пределы узкого круга сторонников, однако в IV в. оно получает статус официальной религии, всячески поддерживается государством и развивает централизованную церковную организацию.
Статья по культурологии на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии