Эволюционизм как теория культуры

Содержание

  1. 1. Теории культурной эволюции
  2. 2. Критика культурного эволюционизма
  3. 3. Тест по теме «Эволюционизм как теория культуры»
Тест: 3 вопроса
1. Кто из ученых утверждал, что «социальное развитие было неизбежным и решительным процессом, похожим на желудь, у которого нет иного выбора, кроме как стать дубом?
Чарлз Дарвин
Карл Линей
Фридрих Гегель
2. Эволюционизм – это …
признание замкнутости Вселенной
направление в антропологии и этнографии, а также первая общая теория общественного развития
принцип непрерывной конкуренции научно-исследовательских программ
3. Вставьте пропущенное слово: «Современный социокультурный эволюционизм …..большую часть классического социального эволюционизма
составляет
принимает
отвергает
Эволюционизм

Направление в антропологии и этнографии, а также первая общая теория общественного развития.

Свою основную задачу сторонники эволюционизма в науке о культуре видели в том, чтобы открыть и объяснить общие закономерности развития культуры, в сопоставлении уровней развития культуры разных народов.

Нелинейная эволюция, также называемая классической социальной эволюцией – социальная теория XIX века об эволюции общества и культуры. Она была составлена из множества конкурирующих теорий различных антропологов и социологов, которые полагали, что западная культура является вершиной социальной эволюции.

Теории культурной эволюции

Теория социальной и культурной эволюции распространена в современной европейской и американской мысли. До XVIII века европейцы преимущественно полагали, что общества на Земле находились в состоянии упадка. Европейское общество считало мир античности стандартом, к которому следует стремиться, а Древняя Греция и Древний Рим создавали уровни технических достижений, которым в европейском средневековье стремились подражать. В то же время христианство учило, что люди живут в испорченном мире, который существенно уступает райскому саду и небесам.

Однако в эпоху Просвещения получило развитие то, что позже стало известно как «социологическая и культурная эволюция».

Мыслители эпохи Просвещения часто размышляли о том, что общества прогрессировали через этапы возрастающего развития и искали логику, порядок и набор научных истин, определяющих ход человеческой истории. Георг Вильгельм Фридрих Гегель, например, утверждал, что социальное развитие было неизбежным и решительным процессом, похожим на желудь, у которого нет иного выбора, кроме как стать дубом. Точно так же предполагалось, что общества начинают примитивно прогрессировать к чему-то, напоминающему индустриальную Европу.

Классический эволюционизм опирался на идею особого типа необратимых изменений в культуре, которые считаются универсальными для объяснения последовательных этапов динамики культурных феноменов от определенной однородности (гомогенности) к разнородности (гетерогенности).

Поэтому развитие культуры рассматривались как закономерный процесс – все народы и культуры проходят одинаковые стадии эволюционного развития.

Критика культурного эволюционизма

Многие антропологи и социальные теоретики в настоящее время считают, что культурная и социальная эволюция в одной линии – западный миф, редко основанный на эмпирических данных. Считается, что теория культурного эволюционизма стала удобным обоснованием превосходства западного общества над незападными в момент их колонизации. Таким образом, распространение данной теории было корыстным и пропагандистским.

Современный социокультурный эволюционизм отвергает большую часть классического социального эволюционизма из-за различных теоретических проблем:

  • Теория была глубоко этноцентричной – она выносит суровые оценочные суждения о разных обществах; западная цивилизация считается в ней наиболее ценной.
  • В ней предполагалось, что все культуры следуют одному и тому же пути или прогрессу и имеют одинаковые цели.
  • Она приравнивала цивилизацию к материальной культуре (технологии, города и т. д.)
  • Она отождествляла эволюцию с прогрессом или приспособляемостью, что было основано на глубоком недопонимании эволюционной теории.

Все вышеперечисленные пункты классической теории культурного эволюционизма противоречат доказательствам. Некоторые (но не все) предположительно примитивные общества, возможно, являются более мирными и справедливыми / демократическими, чем многие современные общества, а пути развития восточных культур могут значительно отличаться от западных.

Не знаете, где заказать написание статьи по культурологии на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!

Тест по теме «Эволюционизм как теория культуры»

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир