Социальный институт как термин широко применяется для описания регулярно повторяющихся в течение длительного времени социальных практик, которые санкционированы и поддерживаются с помощью социальных норм и имеют важное значение в структуре общества.
Понятие социального института часто применяют наряду с понятиями социальной роли и социальной группы.
Социальная роль культуры
В наиболее обобщенном виде культуру следует рассматривать как целостную систему, чье происхождение и развитие определяется главным образом тем или иным способом общественного производства. Существенно, что с этой стороны она осуществляется в двух формах:
- как способ реальной деятельности человека, а также творческое содержание этой деятельности;
- как опредмеченная в процессе материального и духовного производства деятельность общества, благодаря чему раскрываются сущностные силы человека той или иной эпохи.
В каждой области культуры существуют свои функциональные единицы, которые являются основными составляющими культурных систем. Они называются элементами, или чертами культуры. Ими могут быть вещи материального быта, средства, предметы труда, специфические социальные институты культуры, которые организуют выработку духовных ценностей (науки, литературы, искусства и т.п.), их распространение (школы, вузы, художественные, музыкальные, культурно-образовательные учебные заведения, библиотеки, музеи и т.д.), а могут быть и сами идеи, которые тоже организуют вокруг себя какие-то интеллектуальные системы – научные, религиозные, художественные и так далее.
В целом всю совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально соединенных друг с другом, называют культурным комплексом.
Культура как социальный институт
Учитывая все изложенное, культуру можно определить как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, предоставленный в продуктах материальной и духовной деятельности человека, в совокупности социальных норм и институтов общества, в его духовных ценностях.
Культура как социальный институт осуществляет свою деятельность через определенные функции, к которым можно отнести:
- Человекотворческую, или гуманистическую функцию, которая заключается в развитии творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;
- Гносеологическую, или познавательную функцию, при которой она является основным средством познания и самопознания общества, социальной общности, группы и отдельного человека;
- Кумулятивная, направленная на накопление и сохранение социального опыта, полученного культурой в результате взаимодействия индивидов как внутри собственной культуры, так и в их взаимодействии с другими культурами;
- Информационная функция, которая заключается в трансляции социального опыта, среди прочего она обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего;
- Коммуникативная, при которой культура связана с передачей сообщений во время совместной человеческой деятельности, которая также предполагает трансляцию социального опыта (в том числе и между поколениями)
- Нормативно-регулирующую, или управленческую функцию, благодаря которой культура является важным инструментом социального управления поведением человека в обществе;
- Ценностно-ориентационную, которая заключается в том, что она задает определенную систему координат или своеобразную “карту жизненных ценностей”, в которых существует и на которые ориентируется человек в процессе общественной жизнедеятельности;
- Интегрирующую функцию, обеспечивающую целостность самой культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащих к ней.
Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по культурологии!
Комментарии