Исторические типы культуры. Культура Возрождения

Содержание

  1. 1. Новые ценности в культуре Возрождения
  2. 2. Гуманизм

Возрождение стало возможным из-за экономического роста Италии после падения Константинополя и благодаря постепенному упадку других торговых путей и государств-международных посредников. Города-государства Италии производят новую городскую культуру, ориентированную на городские, буржуазные ценности – это становление европейской буржуазии, а также выделение интеллигенции, то есть тех людей, которые живут за счет своей интеллектуальной работы.

Новые ценности в культуре Возрождения

Благодаря городской культуре, ориентированной на экономическую, политическую, интеллектуальную независимость как города, так и отдельных людей, сначала появляется индивидуальность авантюристов, а затем она становится распространенной во многих слоях общества.

Новые ценности Возрождения являются направленными на человека, в этом проявляется антропоцентризм Возрождения.

Человек Возрождения больше не считается пассивным «образом и подобием Божиим», а выступает как полноценное, богоравное существо, причем с Богом его сравнивает ум и свобода воли, которые, по мнению мыслителей того времени, позволяют человеку перебирать бесконечное количество возможностей для творческой самореализации.

Впрочем, свобода воли сосуществует с Божественным Провидением, настаивал итальянский гуманист Лоренцо Валла.

По его мнению, именно оно предлагает тот арсенал альтернативных возможностей, между которыми человек осуществляет заранее известный выбор. Господство Бога у Л. Валла оказывалось необходимым как гарантия соблюдения основных ценностей человеческого общежития. Позиция Л. Валла была полностью оправданной, учитывая культурные реалии той эпохи. Ее в равной степени наполняли как проявления величия человеческого духа, так и его нижайшие движения и страсти.

Целью жизни человека провозглашается титанизм – творческая универсальность, владение многими видами творческой деятельности.

Прекрасной иллюстрацией этого принципа может служить в частности жизнь Леонардо да Винчи, который был одновременно художником, автором знаменитой картины «Джоконда», инженером, чей творческий гений предвосхитил многие открытия будущего (танк, парашют, вертолет), универсальным ученым.

Гуманизм

Антропоцентрическое мировоззрение способствовало развитию гуманизма, последователи которого признавали человека как личность.

Высшая ценность у гуманистов – право человека на свободу, всестороннее развитие творческих способностей и счастье не в загробном мире, а уже в земной жизни.

Гуманисты этого периода составляли очень немногочисленную творческую элиту, в которую входили представители различных социальных групп. Они превозносили человека как творца мира культуры, признавая, что творческая деятельность приближает его к Богу. Гуманисты настаивали на необходимости выхода за пределы средневековой «схоластической науки», стремились не к формальному, а к жизненному, гуманистическому знанию. Многие гуманисты оставили после себя работы по истории и литературе.

Гуманисты пришли к выводу, что для реализации гуманистического идеала необходимы общественные преобразования.

Именно в эпоху Возрождения развивается литературный жанр утопии.

Сначала это было название романа английского гуманиста и государственного деятеля (лорда-канцлера) Т. Мора.

Итальянский политический деятель Николло Макиавелли (1469-1527) в своем труде «Государь» рассмотрел пути реализации утопического общественного идеала. Макиавелли считал, что для этого надо выделить особую сферу человеческой деятельности – политику. Политику, по его мнению, определяет не Бог и не мораль, а законы и психология человека (интерес, стремление к обогащению и т.д.). И именно Макиавелли предложил политикам принцип «цель оправдывает средства».

Статья по культурологии на заказ от проверенных исполнителей!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир