Период европейской истории от V века (падение Римской империи и Великое переселение народов) до эпохи Возрождения и Реформации, конец XV века – начало XVI века.
По сложившейся периодизации раннее средневековье скорее произошло в Западной Европе, чем в Восточной (около IX-XI).
Теоцентричность в раннем Средневековье
Доминирование христианской религии в культуре раннего Средневековья выливалось в такую характеристику его культуры, как теоцентричность, то есть главной ценностью считался Бог.
По отношению к Богу роль человека в мире по средневековым религиозным представлениям противоречива:
- он одновременно является рабом Божьим, призванным прославлять Господа,
- но одновременно являлся и венцом творения по образу и подобию Божьему, наделенным разумом и волей, поставленным править на земле (Быт 1:26).
Относительно человека распространяются сотериологические концепции, то есть концепции, которые направляют человека на спасение его души. Поэтому христианство быстро переходит к негации тела, рассматривая его как препятствие к спасению, как греховную плоть. Поэтому в средневековом искусстве преобладают образы слабого, истощенного тела. Зато пропагандируется нравственный идеал веры, упования и любви.
Во времена Средневековья распространяются также христианские идеи человеческой персоны, равенства всех перед Богом.
Мыслители этого времени пытались построить диалог между верой и разумом, совместить тело, душу и дух в человеке. Основной принцип, которым они руководствовались, – manifestatio (обнаружения). То есть человеческий разум может предоставить прямое и полное доказательство священной доктрине, кроме Откровения. Объяснить существование (но не сущность) Бога, путем аргументации он может доказать постулаты христианской веры, когда будут опровергнуты ее критики. Разум имеет способность находить аналогии и сходства (similitudes). Эти принципы, например, проявились в определенной стандартизации орнаментации и декора средневекового собора и шаблонности его планировки.
Культура развитого и позднего Средневековья
В период развитого и позднего Средневековья (XII-XV вв.) в понимании человека и его самоопределении начинаются существенные изменения. Это было время внимания к индивидуальности и ее духовных устремлениям. Недаром, как отмечает известный французский историк Жак Ле Гофф в «Цивилизации средневекового Запада», с тех пор предметом рассмотрения становится не столько преступление, сколько намерение, епитимия заменяется раскаянием.
Особенностью средневекового социального статуса человека является его корпоративность и сословность (принадлежность к определенному социальному слою).
Общественная активность человека четко укладывалась в рамки его принадлежности к дворянству или «тех, кто воюет» – bellatores, духовенству, «молящимся» – oratores, «работающим» – laboratores.
Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по культурологии!
Комментарии