Наука расширяет области наших знаний и «прорубает» окна в будущее. С недавних времен наука стала «прорубать» данные окна вполне целенаправленно, породив такую дисциплину, как футурология, которая пытается прогнозировать, каким будет будущее человеческого социума.
Понятие исторического опыта
Исторический опыт - это концентрированное выражение общественной практики прошлого и функционирования общества на настоящем этапе, ориентированное на выявление законов социальной эволюции, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современного периода развития.
Основные подходы к восприятию исторического опыта
Имеются 3 главных подхода к восприятию исторического опыта:
- Исторический идеализм - это идеализация исторического опыта, выраженная в его абсолютизации как знания совершенного, непогрешимого, вечного, неизменного и не подлежащего никакому пересмотру.
- Исторический нигилизм - это отрицание, отвержение исторического опыта, в крайнем проявлении - предание забвению целых исторических периодов (этапов) как ошибочных, неправильных
- Исторический реализм - это синтетический, критико-исследовательский подход к историческому опыту.
Исторический реализм появляется как итог развития рефлексии - «способности мышления сделать своим предметом мышление», как писал Карл Ясперс, т.е. особой способности подняться над историческим опытом и взглянуть на него с критической высоты. В таком аспекте исторический опыт является главным ресурсом выживания и прогресса человеческого социума, который используют в процессе моделирования стратегий деятельности общества.
Главным постулатом данного моделирования является тезис о нахождении т.н. «золотой середины», т.е. меры между прошлым и будущим, традиционным и новым, опытом и современностью.
Данный поиск — не единичное действие, а целый процесс, направленный в будущее. В рамках реалистического подхода к историческому опыту снимается представление о противостоянии прошлого, настоящего, будущего. Креативное отношение к историческому опыту представляет Ф.Р. Анкерсмит, вводящий понятие «возвышенный исторический опыт». Возвышенный исторический опыт в его видении - это парадоксальное единство памяти и забвения, отрицания и принятия прошлого.
В личном аспекте креативное отношение к историческому опыту выражается в активной позиции по отношению к действительности, а не в бегстве от реальности; в стремлении к исследованию исторического опыта, а не в подчинении ему; в способности решать возникающие вопросы, не прибегая к различным психологическим защитам; в ориентации на саморазвитие.
Понятие «творческая культура» связано с понятием «префигуративная культура», введенном М. Мид, которая характеризует «префигуративную культуру» как культуру, нацеленную на будущее, на диалог различных поколений, когда не только молодежь учится у взрослыхх, но и старшее поколение прислушивается к мнению молодежи.
Таким образом, исторический идеализм, исторический нигилизм, исторический реализм - это средство исследования социального сознания, направленное на выявление жизнеспособности того или другого социума, его способности к самоорганизации, развитию, прогрессу.
Наличие или отсутствие в конкретном социуме реалистического отношения к историческому опыту является важным показателем потенции данного социума к развитию. Напротив, зацикливание социума на идеалистически-нигилистическом подходе к историческому опыту свидетельствует об общественном застое и даже об общественном регрессе. Исторический опыт социума несводим к коллективному историческому опыту - в рамках коллективного исторического опыта существует и личностный исторический опыт. Исторический опыт социума складывается из исторического опыта его членов. Примером этому может служить современный российский социум, исторический опыт память которого и само отношение к прошлому неоднородны.
В современном российском социуме существуют две позиции относительно оценки прошлого - исторический идеализм («лакировка» прошлого) и исторический нигилизм («очернение» прошлого).
Данные подходы могут невероятным образом меняться местами, но сам дуализм в оценке прошлого остается неизменным.
Неразвитость российского опыта проявляется в дефиците реалистического отношения к историческому опыту, дефиците рефлексии, не только в массовом сознании, но и во взглядах интеллигенции, которая, также может склоняться к идеалистическим или нигилистическим взглядам на прошлое, следуя конъюнктурным соображениям. Некоторые ученые из конъюнктурных соображений начинают «переписывать» прошлое, идут на сделку с совестью, забывают о кодексе чести ученого, о беспристрастности в научной деятельности, искажают факты, события, делают все для того, чтобы понравиться власть имущим. Работы таких ученых не имеют научной ценности, но они обслуживают власть, и власть соответствующим образом их награждает .
Дуализм исторического сознания российского общества, неразвитость реалистического подхода к историческому прошлому делает проблематичным выход российского социума к новым, отвечающим требованиям современности уровням его развития и прогресса. Преодоление зацикленности на идеалистически-нигилистическом восприятии исторического опыта есть цель одновременно моральная, политическая, экономическая и т.д. Очень значима роль в решении данной проблемы представителей российской исторической науки, т.к. именно им принадлежит решающий голос в процессе формирования исторического мировоззрения общества.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по истории по низкой цене!
Комментарии