Подход, который считает движущими силами исторического развития объективные материальные факторы.
Отражением материалистического понимание исторического процесса является т.н. теория общественно-экономических формаций. Материалистическое понимание исторического процесса было разработано К. Марксом, развито Ф. Энгельсом и В.И. Лениным, а в последующем – советскими историками и философами. В настоящее время оно также имеет своих сторонников. Многие прежние сторонники марксистского (материалистического) понимания исторического процесса отказались от своих прежних взглядов (например, Л.С. Васильев, И.М. Дьяконов и др.)
Постулаты материалистического понимания исторического процесса
Основой материалистического понимания исторического процесса являются 6 главных положений.
- Главное условие бытия человеческого общества – производство материальных благ.
- Производство материальных благ имеет социальный характер и происходит в определенной общественной форме – в системе общественно-экономических отношений.
- Имеется несколько видов общественно-экономических отношений, следовательно, производство материальных благ происходит в разных социальных формах, именуемых «способами производства» и являющихся этапами его эволюции (рабовладение, феодализм, капитализм)
- Изменения общественно-экономических отношений в социуме и изменение способов производства детерминируется уровнем эволюции производительных сил
- Материальность общественно-экономических отношений. Общественно-экономические отношений первичны по отношению к общественному сознанию.
- Общественно-экономические отношения выступают в качестве базиса (основы) каждого отдельного социума. В качестве основания классификации социумов, их разделения на виды применяется характер экономической структуры данных обществ. Виды социумов с одинаковой системой общественно-экономических отношений и одинаковым способом производства именуются «социально-экономической формацией». Способы производства являются этапами эволюции социального производства, следовательно социально-экономические формации выступают в качестве последовательных этапов исторического процесса.
Материалистическое понимание исторического процесса И.А. Гобозов обобщает так:
- Материалистическое понимание исторического процесса исходит из главной (основной) роли материального производства.
- Материалистическое понимание исторического процесса демонстрирует как появляются разные виды социального сознания: религия, философия, мораль, право и др. - и как они определяются материальным производством.
- Материалистическое понимание исторического процесса основывается на базе реальной истории, оно объясняет не практику из теории, а теорию (идеи) из практики (материальной жизни).
- Материалистическое понимание исторического процесса предполагает, что каждый этап эволюции социума застает определенный материальный итог, определенную ступень рахзвития производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы.
Положение материалистического понимания в настоящее время
Каково же положение материалистического понимания исторического процесса на настоящем этапе развития философской и исторической науки?
Бывший сторонник марксистского понимания всемирно-исторического развития Т.И. Ойзерман полагает, что материалистическое понимание исторического процесса представляет собой больше абрис (образ) идеи, чем сформировавшуюся и оформленную концепцию. Достоинством и сильной стороной материалистического понимания исторического процесса Т.И. Ойзерман называет то обстоятельство, что материалистическое понимание исторического процесса связало исторический процесс с эволюцией социального производства.
Как полагает В.С. Кржевов, несомненным плюсом материалистического понимания исторического процесса является единство методологии, т.е. идея материального единства мироздания и идея естественного происхождения Homo sapiens как итога развития предшествующих видов жизни.
Данная теория позволяет, не выходя за границы единого принципа, то есть не прибегая ни к эклектике, ни к специальным допущениям для каждого конкретного случая, определять и ставить цели, производить анализ и разрабатывать варианты решений применительно к каждой проблемной сфере общественных (философских и исторических) дисциплин. Разговор идет не об априорных решениях, под которые просто нужно найти примеры в истории. Мы имеем дело именно с методологией как способом эвристического конструирования проблемной области научного знания о социуме, выявления и объяснения фактов, построения предположений и концепций, позволяющих объяснить наблюдаемые процессы всемирно-исторического развития. Ко всем данным процессам применимы постулаты теоретического анализа, они должны каждый раз выдерживать проверку на соответствие общим критериям научности. Что-то будет изменяться, что-то выбрасываться, что-то радикально переосмысливаться. Но общий объяснительный постулат в этих изменениях сохранится – до тех пор, пока будет сохранять свой эвристический потенциал предложенное К. Марксом понимание человека как общественно-деятельного существа, воспроизводящего жизнь посредством переработки материала природы и превращения его в элементы системы более высокого, надорганического порядка – в формы общества.
Наиболее ярым приверженцем материалистического понимания исторического процесса в настоящее время является Ю.И. Семенов. Исходя из изучения его научных трудов можно сделать вывод, что он искренне верит в возможность установления в будущем коммунистического строя на всей планете Земля. На основе материалистического понимания исторического процесса Ю.И. Семенов разработал теорию т.н. унитарно-эстафетно-стадиального (унитарно-эстафетно-формационного) подхода к историческому процессу. Впрочем, анализ данной теории выходит не столько за тему, сколько за ограниченный объем нашего исследования.
Научная статья по истории на заказ от проверенных экспертов по низкой цене!
Комментарии