Выделение и изучение главных (основных) тенденций социальной эволюции, которые действуют не только в прошлом времени, но и на настоящем этапе развития общества и, вероятнее всего, будут действовать на том этапе человеческого будущего, к которому относится конкретный прогноз.
Выделяются ряд проблем, связанных с историческим прогнозированием:
- Проблема дифференциации прогнозирования для социума в целом и для конкретного человека (личности).
- Какие параметры развития общественной системы доступны для прогнозирования?
- Проблема точности прогнозирования
- Проблема исторических закономерностей и исторических случайностей.
Значение исторического опыта в прогнозировании будущего
Может ли исторический опыт помочь в прогнозировании будущего? Наш ответ: да, может!Возникновение науки «футурология» тому подтверждение.
Еще одно подтверждение: новые обращения (не значит, что уже реализованные) к нашему советскому прошлому (в части государственного управления, экономики и ее государственного регулирования) и даже к Карлу Марксу.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что исторический опыт – это не сборник полезных советов и не карта-указатель по лабиринтам мироздания.
Исторический опыт – знание общих законов развития той или иной страны (государства) и общества в целом.
Данные знания ценны тем, что они помогают прокладыванию дорог в будущее человечества, предоставляют возможности для его научного прогнозирования . Прогнозировать хоть в какой-то мере будущее человечества хоть в какой-то степени – это значит иметь возможность влиять на него. Завтра будет выигрывать тот, кто сегодня окажется лучшим прогнозистом, лучшим футурологом.
Прогнозирование будущего возможно при условии реалистичного отношения к историческому опыту. Только такое отношение к историческому опыту является залогом выполнения основной цели исторического опыта – цели обеспечения выживания и прогресса (развития) человеческого социума.
Существует известное в разных вариантах выражение: «История учит тому, что она ничему не учит». По нашему мнению, данное выражение неверно. История учит, но если человечество учится еще не в должной степени - это проблемы вовсе не истории…
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по истории по низкой цене!
Комментарии