Проблема истины является коренной проблемой философии.
Это то, что открыто, что уже не является секретом для человека.
Философия направлена на постижение истины в ее полноте, на проявление предельных основ бытия и мышления, на определение самого смысла человеческого существования, озаренного идеалами истины, добра и красоты.
Истина в философии и науке
Это проявление смысла универсального бытия через бытие человека, в единстве его чувственных, рациональных, эстетических, нравственных и религиозных сил.
В отличие от философии, научное познание ориентировано на истину в ее частности. Знание в чисто гносеологическом плане относительно независимо от ценностей добра и красоты.
Это соответствие наших знаний действительности, адекватное отражение объективной реальности в человеческом мышлении.
Или, другими словами, – истина есть знание об объективном содержании действительности. Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит от человека и человечества (то есть здесь утверждается независимость от человека не самого знания, а его содержания, именно в этом заключается суть объективности научных знаний).
Истина как процесс является объективной по содержанию, но субъективной по своей форме.
Объективная истина является единством абсолютного и относительного моментов, или - единством абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина
Термин «абсолютная истина» имеет три значения:
- полное, точное, исчерпывающее знание, то есть истина «в последней инстанции» (в этом смысле абсолютная истина - идеал познания, принципиально недостижимый)
- определенная сумма элементарных знаний («вечных истин»), имеющие характер констатации фактов (например, «Волга впадает в Каспийское море», «Марс является планетой Солнечной системы» и т.п.);
- знание, которое сохраняет свое значение, а не опровергается, а лишь дополняется и уточняется с последующим развитием науки.
Абсолютность истины не может пониматься как абсолютно завершенное и окончательное знание.
Абсолютность истины означает ее устойчивость, постоянство, неопровержимость.
Имеется в виду, что любое знание, которое претендует на истинность, включает в себя нечто такое, что найдено на века, что является безусловным и бесспорным достоянием человечества. Вместе с тем, мир является бесконечным и неисчерпаемым, а потому бесконечным, неисчерпаемым и неокончательным является и его познание. Поэтому любое истинное знание будет уточняться, дополняться, углубляться. Относительная сторона истины заключается именно в такой её неполноте, неокончательности.
Но истина всегда конкретна, то есть исторически обусловлена и многопланова.
Абстрактный подход к ней превращает истину в заблуждение. Ошибочным, ложным знанием становится та истина, которая распространена за пределы его действия.
Критерии истины
Критерии истины позволяют убедиться, что знания не являются ошибочными.
Р. Декарт отмечал, что критерий истины – это ясность, очевидность. Л. Фейербах считал критерием истины положительные ощущения человека, а еще позже критерием истины стала полезность (в прагматизме) или согласованность с другими истинами (конвенционализм) и др.
Диалектико-материалистическая философия считает, что главным критерием истины является практика.
Практика разнообразна – от повседневного жизненного опыта в сложных научных экспериментах. Она является основой познания, его движущей силой.
Форма практики – мера усвоения предмета: научная, социально-политическая, производственная.
Критерий практики является одновременно абсолютным и относительным (абсолютным, так как только практика может доказать те или иные теоретические положения). В то же время этот критерий является относительным, ведь практика сама противоречиво развивается и отчасти не может адекватно доказать истинность тех или иных знаний. Практика (опыт) становится базой для разработки, выделение других критериев истинности, например, внутри научных (формально-логических), а также как красота, целесообразность и т.д., которые, несомненно, косвенно выводятся практикой.
Существует и множество других критериев истины: логический, прагматичный, эстетический, утилитарный, этический, конвенциальный, экзистенциальный, интуитивный критерии.
Вам нужно срочно заказать статью по философии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии