Непосредственная связь познания с практикой определяет донаучное, так называемое стихийно-эмпирическое, обыденное познание, которое возникает вместе с формированием человеческого общества и осуществляется людьми в процессе всех видов их жизнедеятельности.
Стихийное познание
Стихийное познание не предусматривает постановки любых познавательных задач, которые не касались бы непосредственно потребностей практики.
Это познание, вместе с тем, является эмпирическим, поскольку оно не идет дальше отдельных утверждений о различных свойствах и отдельных отношений предметов повседневного опыта. Здесь охватываются определенные закономерные взаимосвязи и взаимозависимости, которые ярко отражены в народной мудрости, в т.ч. в пословицах, народных приметах и т.д. Донаучное стихийно-эмпирическое познание одновременно является и формой практической деятельности, оно непосредственно вплетено в нее.
Непосредственная его цель – не познание мира, а именно производство предметов, которое, в конце концов, невозможно без определенного знания о предметах и орудиях труда, способах их изменения, применения и т.д. Правда, это не означает, что практика обусловлена познанием. Знания в своем возникновении, в своей донаучной форме имманентны практике, чем обуславливает ее качественную определенность как специфической человеческой формы деятельности.
Характерными чертами донаучного стихийно-эмпирического познания является то, что, во-первых, данный уровень познания опирается, как правило, не на любые теоретико-познавательные концепции, а на многократное повторение поколениями людей одинаковых операций с вещами и их свойствами, что и позволяет отобрать такие способы практической деятельности, которые учитывают определенные объективные свойства этих вещей и являются достаточно эффективными для получения необходимых практических результатов.
Научное познание
В отличие от донаучного, научное познание возникло лишь на определенном этапе исторического развития. Его возникновение обусловило общественное разделение труда, отделение умственного труда от физического и преобразование умственного труда, а также духовной деятельности в относительно самостоятельную сферу.
Научное познание состоит из взаимодействия ряда компонентов:
- познавательной деятельности как групп людей, таки и всего общества в целом
- объектов познания, при этом они могут не совпадать с объектами производственной деятельности, а также практики в целом;
- предмета познания, детерминируемого объектом познания и проявляемого в определенных логических формах;
- особых методов познания
- особых средств познания;
- уже сформированных логических форм познания и языковых средств;
- результатов познания.
Это целенаправленный процесс, который решает четко определенные познавательные задачи, которые определяются целями познания.
Цели познания, в свою очередь, детерминируются, с одной стороны, практическими потребностями общества, а с другой – потребностями развития самого научного познания.
В научном познании в диалектическом единстве чувственно-сенситивного и рационального главная роль принадлежит рациональному мышлению. Однако его основные формы (понятия, суждения, умозаключения) не отражают в полной мере его специфику, поскольку они функционируют как на донаучном, так и на научном уровне познания. В научном познании формируются и приобретают относительную самостоятельность такие формы и средства, как идея, проблема, гипотеза, концепция, теория.
Вам нужно срочно заказать статью по философии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии