Познание

Содержание

  1. 1. Практика как основа познания
  2. 2. Составляющие процесса познания
  3. 3. Тест по теме “Познание”

Познание является процессом духовного освоения мира, направленным на достижение истины, достоверного знания действительности.

Практика как основа познания

Условием и объективной основой познания является общественно-практическая деятельность.

Практика понимается в философии как материальная, чувственно-предметная деятельность людей.

Практика как преобразование человеком природной и общественной среды является самым общим способом существования человека. Практика является основой познания, его целью, а также критерием истинности знаний. Практика дает материал познанию, определяет характер его средств, уровень и особенности отражения действительности, обусловливает формирование объекта и субъекта. Практика не только порождает познавательные способности людей, но и создает ту социальную атмосферу, способствующую получению знаний, их накоплению, обеспечивает передачу их другим поколениям.

На основе практики возникает необходимость дальнейшего развития знаний.

Составляющие процесса познания

Процесс познания является опосредованным процессом взаимодействия субъекта и объекта познания. Он имеет три составляющие:

  • субъект (тот, кто познает)
  • объект (то, что познается)
  • инструменты, или средства познания (в качестве посредников могут быть материальные средства - собственное тело, орудия труда, приборы или некие идеалы - теоретические знания, понятия, категории, художественные образы и т.п.).

Практическая деятельность людей является основой духовного освоения ими мира. В отличие от животного, отождествляющего все с собственной жизнедеятельностью и не осознающего его схему, не выделяющего себя из окружающей среды, не меняющего, а лишь приспосабливаясь к нему, человек в своей деятельности противопоставляет себя объективному миру. Поэтому объективная природа всей реальности существует только для человека.

Человек меняет мир своего существования, поэтому для него особую значимость приобретает его объективное содержание, которым мир является на самом деле, самим по себе.

Объект познания – не тождественен объективной реальности. Объект – это то, что выделяется человеком в процессе практической жизнедеятельности, из объективной связи природы и общества и на что направлено его познание. Объект познания может быть как материальным, так и идеалистичным.

Сам субъект познания тоже имеет определенную степень освоения объективной действительности, поэтому под субъектом понимается не просто человек как таковой, с органами чувств и мозгом, данными от природы, а человек как общественно-историческое существо, которое меняется в истории и меняет свои представления о мире и о собственной субъективности.

Процесс познания не производится в отдельной главе отдельного индивида, он не является исключительно психологическим процессом. Было бы ошибкой считать, что можно изучить «природу» человека – устройство его органов восприятия, характер психических процессов, - и тогда понять структуру и границы человеческого познания. На самом деле все в человеке - от восприятия до высших форм мышления - формируется исторически, в социально-культурной среде.

Тест по теме “Познание”

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир