Русская философия имеет существенные отличия от мировой философии. Её уникальность заключается в том, что она развивалась отдельно от мировой философии и не подвергалась влиянию Запада.
Если на Западе человек – это индивид, то в русской философии человек – это вселенная, тотальность, микрокосмос, несущий в себе ответ на тайну макрокосмоса.
Сущность, то что лежит в основе человека – это не я, а мы. Русская идеология также важна для понимания центральной идеи русской философии. Идея состоит в том, чтобы найти и обосновать особое место и роль России в общей жизни и судьбе человечества. Тем не менее несмотря на довольно необычный круг изучаемых проблем, зачастую не понятных остальному миру, русская философия отличается глубиной и всесторонностью исследований. Феноменальность русской философии проявляется также в ее широком распространении в массах и в выражении философских мыслей через художественное творчество, литературу, литературную критику и искусство.
Русская философия – это религиозный подход, рассматривающий все современные проблемы в комплексе через призму морали и нравственности.
Периоды русской философии
Можно выделить следующие основные этапы её развития:
- Зачатки философии на основе религии (X-XVII вв.);
- Отделение философии от религии и формирование ее как самостоятельного социального института (XVIII-сер. девятнадцатого века);
- Начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX- начало ХХ.);
- Советский период (1917-1991 гг.);
- Возрождение русской национальной философии (с 1991 г.).
Представители русской философии
В разные отрезки времени были свои представители русской философской мысли. На заре формирования Древнерусского государства русскую философию представляли служители церкви и власть имущие: митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Были сформированы следующие философские суждения:
- о Боге как о творце мира;
- о человеке, сотворенном по образу и подобию Бога;
- о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души;
- о царе-наместнике Бога на земле, который заботится о своем народе.
Русское Просвещение
Следующий период обозначен в истории как Русское Просвещение. В этот период сохраняется образ средневековых христианских форм, но уже появляется влияние западноевропейской культуры. Хорошо отражен интерес русской философии к наиболее важным темам того времени в творчестве М.В. Ломоносова, написавшего основы «корпускулярной» философии, основывавшейся на атомистической доктрине, и с помощью нее стремившегося найти возможность примирения научного и религиозного объяснений мира.
Русская философия этого периода нашла отражение в литературе таких известных личностей, как А.Н. Радищев, М.М.Щербатов, Григорий Сковорода и др., представивших ряд аргументом в пользу бессмертия души человека.
Вторая половина – конец XIX в.
Духовный ренессанс России, является третьим периодом развития русской философии.
К особенностям этой эпохи относится тесная связь русской философии с западноевропейской философией. Круг вопросов, изучаемых философами, делится на три относительно автономные, но тесно взаимодействующие области:
- «вера-знание»;
- «аполитизм-революция»;
- «альтруизм-эгоизм».
Ярко выраженной особенностью русской философии того времени является то, что будучи естественной частью мировой философии с проблематикой основанной на традициях и культуре русских, она представляет многообразие философских доктрин, основанных на двух противоположностях: коллективности либо индивидуальности.
И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала. Они отрицательно относились к событиям, угрожавшим распадом крестьянской общины и европеизацией страны. Философия в России этого периода также была представлена: Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, которые были ориентированы в знании на науку и питали идеологию «народничества».
События, произошедшие в период советского строя и после октября 1917 года, оказали сильнейшее влияние на русскую философскую мысль. Марксистские идеи, став основной идеологией советской власти, уничтожили все остальные на многие десятилетия, что отрицательно повлияло на развитие наук в нашей стране, на образование и духовную нравственность общества. Философия утратила своё идеалистическое направление и была представлена только материалистическим направлением.
Философия марксизма поддерживалась в то время Плехановым, Троцким, Лениным, Бухариным.
После 90-х годов ХХ века, в годы после распада СССР началось возрождение интереса к работам русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции. Об этом периоде можно говорить как о золотом времени для отечественной философии.
Вы можете заказать написание статьи по философии для публикации на Студворк!
Комментарии