Человек творит понятия и системы понятий, в которых отражается мир. Понятия и их системы есть образы реально существующих общего, сущности. Но этим чисто отражательным творчеством активность мышления далеко не исчерпывается.
Мышление способно создавать и намеренно создает такие конструкции, у которых во внешнем мире нет коррелята. Человеческое отношение к миру не сводится к одному лишь познанию.
Человек не только познает мир, но и переделывает его.
Он создает чувственные вещи, которых в мире нет и которые без его деятельности никогда бы не возникли. Но человек может создать еще несуществующую вещь лишь при том непременном условии, что будет иметь знание об этой вещи, иметь эту вещь в своем сознании. Проще всего было бы, конечно, сказать, человек должен иметь образ этой вещи. Но в данном случае говорить об образе вещи в точным смысле слов этого слова нельзя. Ведь образ есть копия, а копия всегда предполагает наличие оригинала, наличие того, что копируется, с чего снимается копия. Знание о несуществующей вещи, чтобы быть знанием, должно быть во всем сходно с образом, отличаясь от него лишь одним моментом: это такая копия, у которой нет оригинала. Поэтому это знание должно получить иное название. Это не образ в точном смысле слова, а подобие образа – квазиобраз. В известной степени проблема существования копии, не имеющей оригинала, была поставлена представителями философии постмодерна. Такая копия получила у них название симулякра.
Так как эта еще несуществующая вещь должна возникнуть как чувствозримая, то и ее квазиобраз в сознании человека должен быть чувственным. Такой чувственный квазиобраз не может возникнуть в результате внешнего воздействия, ибо соответствующего ему предмета во внешнем мире нет. Он может быть только создан и создан, разумеется, лишь мышлением.
Мышление даже в самых простейших своих формах предполагает фантазию, воображение. Более того, фантазия в своей сущности есть мышление.
Это особо важно подчеркнуть потому, что в науке господствует иная точка зрения, которую выразил А.В. Брушлинский: «Какими бы различными ни были анализируемые здесь точки зрения на фантазию, ясно и бесспорно во всяком случае лишь одно. Фантазия – так сказать по определению – относится к чувственному познанию, а не к собственно мышлению».
В действительности же верен прямо противоположный взгляд. Фантазия всегда дело мышления. Мышление способно творить не только чисто умственные образы – мыслетворения. Только мышление способно создавать чувственные квазиобразы несуществующих в реальности вещей.
Квазиобразы, мыслечувствотворения и целетворения
Мышление способно создавать и такие понятия, которые являются образами не общего, а отдельного, единичного. При работе над чувственным квазиобразом еще не существующей единичной вещи мышление начинает с создания умственного ее образа. Оно представляет систему множества понятий, каждое из которых является образом того или иного реального универсата. Так создается понятийный каркас чувственного квазиобраза еще не существующей единичной вещи.
У человека чувственное познание пронизано мышлением. В силу этого мышление может оперировать не только понятиями, но и представлениями.
Оно способно «рассекать» эти представления на части, а затем «склеивать» выделенные элементы в любом порядке. Так, например, к туловищу лошади воображением древних греков вместо конской головы была присоединена верхняя (до пояса) часть торса человека. В результате, возник чувственный образ никогда не жившего существа - кентавра, представлявшего собой наполовину человека, наполовину лошадь.
Так как кентавры никогда не существовали, то их чувственный квазиобраз имеет своим истоком не внешний мир сам по себе, а мышление. Он создан мышлением, а поэтому не может не иметь понятийного каркаса, который скрыт за облекающей этот умственный «скелет» чувственной «плотью и кровью».
Примерно так же обстоит дело и с созданием чувственного квазиобраза вещи, которой еще нет, но которую человек хочет создать. И здесь созданный человеком понятийный каркас «обтягивается», «обшивается» материалом чувственности.
Созданные мышлением мыслительно-чувственные квазиобразы несуществующих вещей требуют названия. Можно назвать их мыслечувствотворениями.
Как видно даже из только сказанного выше, существует несколько видов мыслечувствотворений. Когда они суть квазиобразы вещей, которых сейчас нет, но которые человек намеревается создать, они представляют собой цели, на которые направлена человеческая деятельность. Их поэтому можно назвать целетворениями.
Целетворения по своему содержанию не только субъективны. В отличие от мыслечувствотворений типа кентавра, его понятийный костяк представляет собой отражение определенного числа реально существующих универсатов.
Таким образом, содержание целетворений есть единство субъективного и объективного.
После постановки цели человек вырабатывает план действий, направленных на ее реализацию. Прежде чем начать создавать вещь в реальности, человек должен проделать процесс ее творения в своем сознании. Тот вид активности сознания, который выражается в постановке цели и выработке плана ее реализации, может быть назван целепланирующей активностью.
Следующий шаг человека состоит в том, что он своим мышлением воздействует на работу мозга с тем, чтобы тот привел в движение органы его тела, прежде всего его руки, а тем самым и различного рода средства труда, которые находятся в распоряжении человека. Это третий вид активности сознания человека – его волевая активность.
Воля есть сознание человека в его обратном воздействии на человеческий мозг, человеческое тело, а тем самым и на внешний объективный мир.
Приводя в движение различного рода орудия, человек создает вещи, которых не было до этого в природе, превращает одни объективные предметы в другие, изменяет внешний мир. Таким образом, во внешнем мире происходит процесс, направляемый волей человека в соответствии с поставленной им целью и выработанным им планом. Иначе говоря, здесь мы сталкиваемся с тем, что можно назвать целевой предопределенностью процессов, происходящих во внешнем мире.
Вам нужно срочно заказать статью по философии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии