Китай – очень древняя страна с самобытной, изолированной от внешних воздействий культурой. Данное обстоятельство наложило отпечаток на становление и развитие национальной философии – она сильно отличается от философии западноевропейской.
«Возраст» философии Китая – более двух с половиной тысяч лет.
Оказанное ею влияние на формирование философий и культур стран Востока аналогично влиянию древнегреческой философии на развитие Европы.
Основные черты философии Древнего Китая
В основу развития древнекитайской философии легло религиозно-мифологическое мировоззрение, где миром управляет Небо. Волеизъявителем Неба на Земле является Верховный Император и его свита – духи и боги в зооморфном воплощении.
Культ предков, согласно которому умершие оказывали существенное, обязательно положительное влияние на живых, проявляли о них заботу.
Центральная тема – гармония человека с природой и с космосом. В основу всего сущего положено триединство Вселенной: небо, земля и человек. Деление общей энергии «Ци» подразумевает два начала – женское инь и мужское ян, находящихся в тесном взаимодействии. Инь и ян упорядочили состояние Вселенной, в которой на момент сотворения всего живого господствовал Хаос. Мужское начало ян покровительствовало небу, женское инь – земле.
Интересная информация
Количество информации, содержащейся в одном китайском иероглифе, примерно в пятьсот раз больше, чем в одной английской букве. Это означает, что при прочтении иероглифа возникает целостная информационная картина, а не элемент информации.
С информационной плотностью иероглифа связывают его первичную обработку правым полушарием, имеющим сходство с голографическим устройством.
Исследования иероглифического типа мышлений, основанные на анализе иероглифической письменности, показали, что мир культуры Китая относится к правому полушарию, предполагающему не поэлементное, а целостное восприятие действительности, что отразилось наличием зачатков натурфилософии в философских концепциях Древнего Китая.
Философское мышление Китая
Сюда входит четыре понятия:
- холизм – гармоничное единство человека и мира. Человек и природа не противоборствуют, а выступают целостной структурой, стремящейся к гармонии;
- интуитивность – древнекитайские философы отрицали понимание земной сущности посредством череды конкретных понятий, возможности её семантического отражения. Познание земной сущности возможно только посредством интуитивного прозрения;
- символизм – образы (синсян) как инструментарий мышления, – проще говоря, образное мышление;
- тиянь – совокупность таких подходов постижения принципов макрокосма, как познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы и нравственное сознание, которое занимало главенствующую позицию.
Социально-философский и этический аспект основных философских школ Древнего Китая
Конфуцианство – наиболее известная на сегодняшний день, основатель – Конфуций (Кон Фу-Цзы).
- благородство,
- гуманизм,
- обязательное соблюдение правил поведения и ритуалов.
В контексте управления государством данная школа отрицала строгие законы, полагая априорное их нарушение людьми. Только личный пример может заставить людей понимать и осознать стыд за собственные проступки, только личный пример должен лечь в основу правления.
Даосизм – основана Лао-Цзы, означает многогранность, включающую в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – начало и конец всего сущего.
Стремление человека к слиянию с Дао для достижения гармонии.
Итак, в данной статье изложены предпосылки возникновения философии Древнего Китая, её основные черты и особенности; рассмотрены основные древнекитайские философские школы.
Научная статья по философии на заказ от проверенных экспертов по низкой цене!
Комментарии